3. Я обязан заботиться
о целом мире
Я существую не
для того, чтобы меня любили или мною восхищались, а для
того, чтобы я любил и действовал. Не окружающие обязаны
помогать мне, а я обязан заботиться о мире, о
человеке.
Януш
Корчак
В современном цивилизованном мире
много говорится о правах человека. И это разумно, если учесть,
как часто эти права попирались, да и теперь ими продолжают
пренебрегать. Однако чтобы решительно противостоять нарушению
прав человека, необходимо помнить также и об обязанностях, ибо
права одних неразрывно связаны с обязанностями других, и
каждому праву соответствует конкретная обязанность. Если нам
хочется, чтобы люди уважали наши права, мы должны выполнять
обязанности относительно этих прав. Правам учащегося
соответствуют его обязанности перед школой, права ребёнка в
семье сопряжены с его обязанностями перед родителями. Праву на
уважение к себе соответствует обязанность уважать
других.
«Кто обладает какими-либо
правами, - пишет Иоанн ХХШ в энциклике "Мир на земле", - в
равной степени должен обладать и обязанностью добиваться
уважения этих прав, ибо они являются признаком его
человеческого достоинства. На других же ложится обязанность
признания и уважения этих прав. Принцип сосуществования
граждан можно сформулировать как права и обязанности».
Одностороннее подчёркивание своих прав при одновременном
игнорировании обязанностей рождает позицию претензий и
эгоцентризма, а также становится источником патологии в жизни
общественной, экономической, политической. В настоящее время
многие подчёркивают, что права преступника соблюдаются в
большей мере, нежели права обычного гражданина, особенно в
области его безопасности и защиты.
Без равновесия между правами и
обязанностями были бы невозможны любые человеческие
отношения: семейные, супружеские, отношения между друзьями,
сотрудниками, соседями, влюблёнными. Правам подростка в равной
степени соответствуют его обязанности. Ежедневно пользуясь
разнообразными правами, которые нам предоставляются семьёй,
школой, государством, Церковью, друзьями и сослуживцами, мы
также обязаны выполнять и свои обязанности. Мы в полном объёме
можем пользоваться своими правами, если выполняем обязанности.
На всё то благое, что предоставляется молодым людям обществом,
государством, школой, Церковью сегодня, завтра эта молодёжь
должна будет воздать ответным благом.
И хотя блага, которые мы получаем
от близких, принадлежат нам по праву, одновременно, они
являются великой благодатью и даром Самого Бога. Господь
предоставляет Свои блага через людей, и именно поэтому мы
должны за них благодарить. Благодарение же хранит нас от
притязаний и нагромождения претензий ко всем и вся.
Кроме того, благодатью является
не только всё то доброе, что мы получаем от других, но также и
всё то доброе, что совершаем сами. Отсюда следует необходимость
благодарить также и за всё то благо, что нам самим удаётся
сделать для других. «Благодарите всегда за всё Бога и Отца, во
имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5,20).
Упражнения:
•
Какими правами я пользуюсь
сегодня в семье, школе, в среде своих сверстников, в приходе?
Определи эти права.
•
А каковы мои обязанности в
отношении моей семьи, школы, учителей, ровесников, государства,
Церкви? Как я их выполняю?
•
Осознаю ли, что по мере того, как
я взрослею, возрастают и мои обязанности перед семьёй,
обществом, родиной, Церковью?
•
В моём окружении встречаются
люди, занимающие по отношению к другим позицию претензий,
требований. В чём это проявляется? Не занимаю ли и я подобной
позиции? Намерен ли я благодарить Господа за всё то доброе, что
получаю от людей? Попрошу ли у Бога прощение за то, что сам
порой занимаю позицию притязаний и претензий?

|