24.
Delectatio
victrix(Победоносное
наслаждение)
Когда человек
становится взрослым, <... > он перестаёт умиляться
собой и, избавившись от эгоистической любви к самому себе,
питается хлебом жажды святости - хлебом, который он грызёт
зубами любви <...>; и чем более этот хлеб чёрств и
твёрд, тем больше ему это нравится. <...> И ничего,
кроме борьбы за правду, его не интересует.
Святая
Екатерина Сиенская
Жизнь требует от человека
самопожертвования. Невозможно жить праведно без преодоления
всевозможных искушений и без победы над нашими человеческими
слабостями. Самопожертвование и аскетизм - это не только отказ
от удовольствий, но, прежде всего, «внутреннее усилие
человеческого духа, препятствующее вовлечению человека в
различные "внешние" течения и дающее возможность оставаться
самим собой и сохранять своё человеческое достоинство» (Иоанн
Павел II). Аскетизм не препятствует человеческому счастью и
повседневной радости жизни, как раз наоборот, он позволяет нам
открыть источник более глубокой радости и ярче воссиять нашему
человеческому достоинству. «Аскетизм - благодаря тому, что
помогает сдерживать и корректировать слабости нашей
человеческой природы, израненной грехом, - крайне необходим
нам, чтобы мы могли сохранить верность своему призванию и
следовать за Иисусом дорогой Креста» (Иоанн Павел
II).
Аскетизм - это не бегство от
людей и не поиск монашеского уединения. Как раз наоборот,
скорее, путь большей открытости на Бога и людей, открытости,
которая осуществляется через преодоление собственного эгоизма и
сосредоточенности на себе. Самопожертвование и аскетизм
углубляют нашу любовь к Богу и людям. Если бы покаянные
практики, которые осуществляет человек, выглядели бы как
самоизоляция и погружение в печаль, - это было бы карикатурой.
Иисус призывает нас к тому, чтобы ограничения и жертвы, которые
мы приносим ради других, были полны смирения и хорошего,
спокойного настроения: «Итак, когда творишь милостыню, не труби
перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы
прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают
награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя
была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
<.. .> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой
лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред
Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно» (Мф 6, 2-4, 17-18).
Французский теолог-иезуит Жан
Данелю подчёркивает, что целью аскетизма и отказа от
чувственных удовольствий, прежде всего, должен быть поиск
удовольствий на более высоком уровне. В своей жизни человек
должен открыть для себя принцип, который святой Августин
назвал delectatio
victrix - победоносное наслаждение. Только получая
наслаждение на высоком духовном уровне, мы можем одержать
победу над удовольствиями, получаемых в результате выполненных
обязанностей, приказов или запретов. Человеческая жажда
наслаждений всегда будет сильнее чувства долга. Люди изначально
стремятся к наслаждениям, а не к обязанностям, поэтому
понятен принцип, сформулированный святым епископом:
«Наслаждение достигается только через наслаждение».
Упомянутое
delectatio
victrix Августина является переходом от
наслаждения чисто человеческого, чувственного, к
наслаждению духовному, называемому радостью. Именно
«духовная радость», как говорит Жан Данелю, по сути
«стоит больше, чем все известные наслаждения. Когда
человек отказывается от наслаждений лишь затем, чтобы
постичь радость, он выигрывает именно на уровне
наслаждения: Бог любит тех, кто отдаёт с радостью. Очень
многие люди служат Господу как бы неохотно. Бог же хочет,
чтобы Его время от времени любили с удовольствием, а не
только из чувства долга».
Господь хочет, чтобы и Ему, и
нашим ближним мы служили с большой радостью и удовольствием.
«Доброхотно дающего любит Бог», - говорит апостол Павел (2 Кор
9, 7). Когда мы что-либо жертвуем Богу или людям как бы
вынужденно, это не приносит радости ни Господу, ни нашим
близким. Истинная же радость сочетается с любовью и щедростью
сердца.
Упражнения:
•
Какого отречения и
самопожертвования требует от меня повседневная
жизнь?
•
Легко ли я иду на это?
•
Каков мой опыт победоносного
наслаждения? Каких сторон моей жизни это касается?
•
Предпринимаю ли я труд молитвы,
работы, повседневных обязанностей?
•
Умею ли я отказываться от пищи в
дни поста?
•
Проявляю ли я чуткость к бедным
людям?
•
Подаю ли я нищим хотя бы какую-то
милостыню?
МОЛИТВА
О Господи
Иисусе Христе! Храни этих молодых людей в Твоей Любви.
Позволь им услышать Твой голос и уверовать в то, что Ты
говоришь, ибо только в Тебе есть слова жизни. Научи их, как
исповедовать свою веру, как дарить свою любовь, как
передавать собственную надежду другим. Сделай их истинными
свидетелями Твоего Евангелия в мире, который так нуждается в
Твоей спасительной благодати.
Сотвори из них
новый народ Блаженств, чтобы были они солью земли и светом
мира в начале третьего тысячелетия христианства. Мария,
Матерь Церкви, оберегай и веди этих молодых мужчин и женщин
двадцать первого века. Привлеки всех к Своему материнскому
сердцу. Аминь.
Иоанн Павел
II

|