23. Зачем я убираю посуду со стола?

 

Когда человек становится взрослым, <... > он поступает, как взрослые, отправляясь вместе с ними на поле битвы. Человек поступает, как взрослый, сильный и рассудительный. И ничего, кроме битвы, его не интересует.

Святая Екатерина Сиенская

 

Прекрасная школа подготовки к жизни - выработка человеком умеренного образа жизни. Оптимальный способ достижения умеренности - мужественно идти навстречу всему, что пре­подносит жизнь: не пасовать перед трудностями и превратностями судьбы; с терпением выпол­нять семейные обязанности, а также обязанности, связанные с учёбой в школе или вузе, с работой. Кроме того, не стоит поддаваться ежедневной усталости, лени, но, напротив, стойко переносить неудобства, мелкие конфликты, физическое не­домогание, недостаток средств и тому подобное. Важная форма умеренности - это выдержка и терпение в трудных жизненных ситуациях, кото­рые зачастую возникают не по нашей вине.

В молодости, когда человек полон энергии и энтузиазма, те или иные жизненные препятствия и нестроения необходимо воспринимать как вызов. Возникающие трудности не только не должны погружать нас в уныние, но скорее, на­оборот, стимулировать к ещё большим усилиям. Преодолевая препятствия, мы проходим школу выработки мужественной и твёрдой жизненной позиции, что способствует нашему полноценному формированию. Мы начинаем понимать, что главная проблема - не в трудностях и препятст­виях, возникающих на нашем жизненном пути, а наш малодушный подход к ним..

Ежедневные проблемы становятся препятстви­ем к развитию лишь тогда, когда мы фиксируемся на них, драматизируем ситуацию и поддаёмся внутренней панике. «Трудности преодолеваются терпением», - утверждает Гораций, выдающийся римский поэт. В свою очередь китайская послови­ца советует: «Преврати большие трудности в малые, а малые - в никакие».

Необыкновенный пример такого подхода к жизни находим у Януша Корчака. В июле 1942 года, находясь в самом чудовищном варшавском гетто, за несколько недель до смерти в «Газетке Дома сирот» Януш Корчак поместил свою статью под названием «Зачем я убираю со стола посуду?» Он пишет: «Я знаю, многие недовольны тем, что я убираю со стола после еды. Даже работникам кухни это не по вкусу. Конечно, они и сами бы справились. <...> Ещё хуже обстоит дело, если в это время кто-нибудь приходит ко мне по делу. А я прошу подождать, говорю, что занят. Что за занятие - собирать суповые миски, ложки, тарелки? <...> Собирая посуду, я замечаю, какие тарелки тресну­ли, какие ложки погнулись, какие миски по­царапаны... Наблюдаю, как распределяются остат­ки еды, кто с кем сидит. И у меня появляются идеи. Ибо если я что-нибудь делаю, то всегда со смыслом. Эта работа официанта для меня и полезна, и приятна, и интересна». Далее следуют слова, которые стоят того, чтобы их прочитать внимательно, запомнить и хорошенько над ними задуматься: «Но всё это не имеет значения... Цель моя состоит в том, чтобы в Доме сирот не было чистой и грязной работы, не было работников только физического или только умственного труда».

Очень важны для человека минуты тишины, молчания и размышления о собственном бытии. Именно таким образом мы можем вверять Господу нашу убогую, но одновременно полную добрых намерений жизнь. Такая форма умеренности помогает нам в более глубоком формировании внутренней жизни. Кроме того, это хранит нас от избыточной зависимости от телевидения, компьютерных игр, и разного рода банального чтива. Развивая такую форму умеренности, мы обретаем внутреннюю гармонию, покой и радость. Часто люди радуются жизни слишком громогласно, но эта радость носит сугубо внеш­ний характер, поскольку отсутствует более

глубокая, истинная радость, которая возможна лишь тогда, когда человек целиком вверяет себя Богу.

 

Упражнения:

                Какие жизненные обязанности для меня самые трудные?

                Какие повседневные ситуации для меня наиболее мучительны?

                Какие встречи, общение с какими людьми вызывают у меня наибольшее напряжение или стресс?

                Какие занятия, обязанности, работа требуют от меня наибольших усилий?

                Какие проблемы требуют от меня исключительного внимания и терпения?

               Сколько времени я провожу в интернете, перед телевизором, за чтением лёгкой литературы? Сколько времени слушаю молодёжную музыку?

                Ищу ли я минут уединения и тишины?

              Считаю ли себя человеком спокойным или, наоборот, беспокойным, подверженным стрессам? Почему?

                В вечерней молитве помолюсь о той внутренней радости, которая стала результатом моего ежедневного и терпеливого отношения к жизненными трудностям.