23. Зачем я убираю
посуду со стола?
Когда человек
становится взрослым, <... > он поступает, как
взрослые, отправляясь вместе с ними на поле битвы. Человек
поступает, как взрослый, сильный и рассудительный. И ничего,
кроме битвы, его не интересует.
Святая
Екатерина Сиенская
Прекрасная школа подготовки к
жизни - выработка человеком умеренного образа жизни.
Оптимальный способ достижения умеренности - мужественно идти
навстречу всему, что преподносит жизнь: не пасовать перед
трудностями и превратностями судьбы; с терпением выполнять
семейные обязанности, а также обязанности, связанные с учёбой в
школе или вузе, с работой. Кроме того, не стоит поддаваться
ежедневной усталости, лени, но, напротив, стойко переносить
неудобства, мелкие конфликты, физическое недомогание,
недостаток средств и тому подобное. Важная форма умеренности -
это выдержка и терпение в трудных жизненных ситуациях, которые
зачастую возникают не по нашей вине.
В молодости, когда человек полон
энергии и энтузиазма, те или иные жизненные препятствия и
нестроения необходимо воспринимать как вызов. Возникающие
трудности не только не должны погружать нас в уныние, но
скорее, наоборот, стимулировать к ещё большим усилиям.
Преодолевая препятствия, мы проходим школу выработки
мужественной и твёрдой жизненной позиции, что способствует
нашему полноценному формированию. Мы начинаем понимать, что
главная проблема - не в трудностях и препятствиях, возникающих
на нашем жизненном пути, а наш малодушный подход к
ним..
Ежедневные проблемы становятся
препятствием к развитию лишь тогда, когда мы фиксируемся на
них, драматизируем ситуацию и поддаёмся внутренней панике.
«Трудности преодолеваются терпением», - утверждает Гораций,
выдающийся римский поэт. В свою очередь китайская пословица
советует: «Преврати большие трудности в малые, а малые - в
никакие».
Необыкновенный пример такого
подхода к жизни находим у Януша Корчака. В июле 1942 года,
находясь в самом чудовищном варшавском гетто, за несколько
недель до смерти в «Газетке Дома сирот» Януш Корчак поместил
свою статью под названием «Зачем я убираю со стола посуду?» Он
пишет: «Я знаю, многие недовольны тем, что я убираю со стола
после еды. Даже работникам кухни это не по вкусу. Конечно, они
и сами бы справились. <...> Ещё хуже обстоит дело, если в
это время кто-нибудь приходит ко мне по делу. А я прошу
подождать, говорю, что занят. Что за занятие - собирать суповые
миски, ложки, тарелки? <...> Собирая посуду, я замечаю,
какие тарелки треснули, какие ложки погнулись, какие миски
поцарапаны... Наблюдаю, как распределяются остатки еды, кто с
кем сидит. И у меня появляются идеи. Ибо если я что-нибудь
делаю, то всегда со смыслом. Эта работа официанта для меня и
полезна, и приятна, и интересна». Далее следуют слова, которые
стоят того, чтобы их прочитать внимательно, запомнить и
хорошенько над ними задуматься: «Но всё это не имеет
значения... Цель моя состоит в том, чтобы в Доме сирот не было
чистой и грязной работы, не было работников только физического
или только умственного труда».
Очень важны для человека минуты
тишины, молчания и размышления о собственном бытии. Именно
таким образом мы можем вверять Господу нашу убогую, но
одновременно полную добрых намерений жизнь. Такая форма
умеренности помогает нам в более глубоком формировании
внутренней жизни. Кроме того, это хранит нас от избыточной
зависимости от телевидения, компьютерных игр, и разного рода
банального чтива. Развивая такую форму умеренности, мы обретаем
внутреннюю гармонию, покой и радость. Часто люди радуются жизни
слишком громогласно, но эта радость носит сугубо внешний
характер, поскольку отсутствует более
глубокая, истинная радость,
которая возможна лишь тогда, когда человек целиком вверяет себя
Богу.
Упражнения:
•
Какие жизненные обязанности для
меня самые трудные?
•
Какие повседневные ситуации для
меня наиболее мучительны?
•
Какие встречи, общение с какими
людьми вызывают у меня наибольшее напряжение или
стресс?
•
Какие занятия, обязанности,
работа требуют от меня наибольших усилий?
•
Какие проблемы требуют от меня
исключительного внимания и терпения?
•
Сколько времени я провожу в
интернете, перед телевизором, за чтением лёгкой литературы?
Сколько времени слушаю молодёжную музыку?
•
Ищу ли я минут уединения и
тишины?
•
Считаю ли себя человеком
спокойным или, наоборот, беспокойным, подверженным стрессам?
Почему?
•
В вечерней молитве помолюсь о той
внутренней радости, которая стала результатом моего ежедневного
и терпеливого отношения к жизненными трудностям.

|