20.
Посади меня среди сверкающей домашней
утвари
Посади меня в
самом богатом доме, там, где золото и серебро являются
предметами ежедневного обихода, но я не стану возноситься,
ибо, хотя они и - мои, но я к ним не
привязан.
Луций А.
Сенека
В наше время
отношение к материальным ценностям нуждается в
дифференцированном подходе. Поскольку современная
цивилизация искушает нас богатством и обогащением,
возникает крайняя необходимость личного выбора и решения
относительно того, какую роль вещи должны играть в нашей
семейной жизни и работе. Поголовное стремление к накоплению
денег и вещей ведёт к тому, что обладание материальными
ценностями становится почти единственным критерием оценки
человека и человеческого сообщества: стран, локальных
сообществ, семей. Общество легко закрывает глаза на тот
факт, что многое из добытого богатства не всегда
приобретается честным путём. Вся мировая экономика
ориентирована на обогащение богатых, и нередко за счёт
бедных, поэтому богатые становятся ещё богаче, а бедные всё
больше и больше нищают. Это общая тенденция не только для
Африки или Южной Америки, но также для стран Азии, Европы,
Северной Америки. В мире всё больше и больше наблюдается
дисбаланс между богатыми и бедными. Достаточно сказать, что
десять процентов человечества накопило почти восемьдесят
процентов всех производимых благ. Одна треть человечества
недоедает, в то время как богатые страны уничтожают
бесчисленные тонны продуктов.
Карен Хорни обращает внимание на
то, что повсеместная и поголовная жажда приобретения и
накопления вещей и денег, которая характерна для западной
цивилизации, носит невротический характер. В других же
цивилизациях гораздо больше внимания уделяется семье,
моральным ценностям, межличностным отношениям, религиозному
опыту. «Бессмысленная погоня за наживой, - говорит Хорни, -
настолько у нас распространена, что лишь тогда, когда
сравниваем её с другими культурами, начинаем осознавать, что
стремление к наживе не является общечеловеческим
инстинктом».
Отнюдь не является случайностью и
тот факт, что богатые западные страны настроены
антирелигиозно. Их мышление, образ жизни, культура, как в
зеркале, отражаются в известном евангельском тексте, в котором
богач обращается к собственной душе: «"Душа! много добра лежит
у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!" Но Бог
сказал ему: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя;
кому же достанется то, что ты заготовил?"» (Лк 12, 19-21).
Евангелие говорит нам о том, что накопленные материальные
ценности не приносят человеку счастья, и не в них - источник
приумножения человеческой жизни.
Аналогичные мысли высказывали ещё
древние философы. Так, Луций А. Сенека в своих размышлениях «О
счастье» пишет: «Усади меня среди сверкающей домашней утвари и
средь изысканной роскоши, но я не буду чувствовать себя
счастливым по той причине, что возлежу на мягком ложе, а для
моих собеседников будут расстилаться пурпурные ковры. Замени
моё ложе, и я нисколько не почувствую себя несчастливым, если
моя уставшая голова отдохнёт на клочке сена или когда я
растянусь на цирковом тюфяке, из которого через швы старого
полотна будет вылезать солома».
Вступая в жизнь, мы обязаны
задуматься над нашим отношением к материальным благам. Заботясь
о материальном обеспечении себя и своей будущей семьи, в то же
время необходимо учиться внутренней свободе в отношении к
вещам и деньгам, а также постигать мудрую науку распоряжаться
ими в повседневной жизни. Речь идёт не об отказе от вещей и
денег, а об искусстве мудро пользоваться ими.
В Книге Притчей говорится:
«Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: "кто
Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя
Бога моего всуе» (Притч 30, 8-9). Эту просьбу можем дополнить
молитвой, которой научил нас Иисус: «Отче наш, сущий на
небесах! <...> хлеб
наш насущный дай нам на сей день» (Мфб, 9. 11).
Упражнения:
•
Каково моё материальное
положение? Живу ли я скромно, бедно или, напротив, - среди
изобилия денег и вещей?
•
Не чувствую ли я себя рабом денег
и вещей?
•
Не смотрю ли завистливым оком на
богатство других?
•
Благодарен ли я родителям за то,
что они содержат меня, дают мне образование
в школе, вузе?
•
Осознаю ли я, что вещи сами по
себе не должны быть целью, но лишь средством для реализации
высших целей?
•
Обращаю ли я внимание на то, что
рядом со мной есть нищие люди?
•
Умею ли я делиться с бедными и
нищими деньгами и вещами?
•
Благодарю ли я Бога за вещи,
которыми пользуюсь, воспринимаю ли я их как Его щедрый
дар?

|