18. Кроме логарифмов,
познай Горация
Работа - это
стремление человека к человеку: невозможно стремиться к
пустоте. Мы всегда связаны с людьми - непосредственно или
опосредованно.
Кардинал
Стефан Вышинский
Насколько в начальных классах
школы ребёнок особенно не задумывается о своей будущей
профессии и карьере, настолько в средних классах подростки уже
начинают думать о своей будущей специальности. Наблюдая за тем,
с каким трудом даётся взрослым работа, многие молодые люди
невольно испытывают страх перед будущим: смогут ли они после
окончания обучения найти работу, которая позволила бы им
обеспечивать себе жизнь?
Страх, паническое состояние,
уныние - очень плохие советчики. Люди, которые им поддаются,
легко утрачивают жизненный тонус и энтузиазм, у них пропадает
всякая охота к дальнейшему обучению. Серьёзные проблемы на
рынке труда должны стимулировать молодых людей к тому, чтобы
они как можно активнее включались в подготовку к своей будущей
профессии. В связи с высоким темпом технологических,
информационных, общественных и культурных изменений
профессиональная подготовка требует творческого подхода и
большого личного участия. В наше время невозможно
удовлетвориться освоением лишь какой-то одной специальности,
как это было принято в прошлом, ибо трудно предвидеть, как
будет меняться спрос на рынке труда через несколько лет.
Хорошая профессиональная подготовка отнюдь не сводится к
освоению какой-либо одной специальности, теперь необходимо
овладеть искусством обучаться постоянно. Солидное и
многостороннее образование - это фундамент в любой сфере
труда, любой специальности; тот базис, который даёт шанс для
собственного развития и возможности в будущем содержать
семью.
Подготовка к будущей деятельности
не должна сводиться к освоению лишь одной определённой узкой
специальности. «Узкие специалисты при тоталитарном режиме на
порядок проигрывали американским, западноевропейским и
японским специалистам. Существует определённое правило,
которое гласит, что из двух конкурирующих инженеров, как
правило, выигрывает тот, который кроме логарифмов, также знает
Горация или святого Фому Гуманитарное образование, как
составная часть любого образования, абсолютно необходимо для
того, чтобы самому себе ответить на основные вопросы: откуда я
взялся, зачем живу и зачем всё это делаю? Эти вопросы задают
себе все, но чаще всего подсознательно, в туманной, неясной
форме. Однако только гуманитарий в состоянии не только ответить
на эти вопросы, но и чётко сформулировать свои ответы» (Юрий
Помяновский).
Старшему поколению сложно найти
работу не только по объективным причинам (общая ситуация на
рынке труда), но нередко по причине собственной пассивности,
нежелании прилагать усилия, неспособности к переквалификации.
Пассивность в сочетании с иждивенческой ментальностью, как
наследием тоталитарного прошлого, мешает
найти своё место в новой общественной и экономической ситуации.
Сегодня стремительный технический прогресс требует умения
приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и условиям,
связанным с трудовой деятельностью.
Однако подготовка к
будущей профессиональной деятельности вовсе не предполагает
культивирования болезненных амбиций в попытках во что бы то
ни стало быть первым в школе или вузе. Ответственно относясь
к учёбе и овладению будущей специальностью, молодой человек
не должен позволять себе включаться в нездоровое и
изнуряющее соперничество, которое в наше время в обиходе
принято называть «крысиные бега».
Зависть, взаимная
вражда, нездоровое соперничество между сослуживцами -
неизбежные последствия невротически воспринимаемой
конкуренции. Подобный подход к работе и карьере разрушает
главные человеческие ценности: коллегиальное сотрудничество,
взаимопомощь, творчество, доброжелательность, сочувствие,
милосердие. Если родители делают ставку на карьерный успех
любой ценой, от этого, прежде всего, страдают дети, ибо отцу
и матери ни на что не хватает времени, им некогда
сосредоточиться на делах семьи, они мало интересуются
детьми. Чаще всего подобное отношение к семье и работе
характерно для отцов, и является результатом описанного выше
отношения к работе и карьере.
Упражнения:
•
Добросовестно ли я отношусь к
учёбе в школе, вузе?
•
Чувствую ли свою
ответственность за подготовку к моей будущей
профессии?
•
Какую специальность я выбрал
для себя?
•
Не овладевает ли мною страх
перед будущим?
•
Творчески ли я подхожу к
учёбе, науке, работе?
•
Не поддаюсь ли я нездоровому
соперничеству? Не завидую ли я тем, кто достигает лучших
результатов в учёбе, работе?
•
Включаюсь ли я в работу по
дому? Стараюсь ли помогать родителям, участвуя в уборке,
покупках, приготовлении пищи?
•
Молюсь ли я о распознавании
своего жизненного пути, о моём профессиональном
будущем?

|