17. Если чувствуешь призвание к священству или монашеской жизни

 

Любовь питается отречениями: чем больше мы отказываем себе в естественных удовольствиях, тем сильнее и бескорыстнее любим.

Святая Тереза Младенца Иисуса

 

«Если в глубине своих сердец вы испытывае­те призвание к священству или посвященной Богу жизни, не бойтесь пойти за Иисусом царской дорогой жизни! В трудные периоды истории Церкви стремление к святости становится край­не необходимым. Святость - это не проблема воз­раста, а проблема жизни в Святом Духе», - говорил Иоанн Павел II (Торонто, 2002).

Призвание к жизни в любви реализуется не только в супружестве, но также и в обете без­брачия, то есть в целибате, добровольно принятом во имя Христа, и во всецелом служении людям. Супружество и обет безбрачия (который реали­зуется в священстве и монашеской жизни), - это два подлинно христианских состояния. В каждом из них реализуется призвание быть христианином. Молодой человек вступает в монашеский орден или поступает в духовную семинарию не для того, чтобы, прежде всего, быть святым (ибо может им стать также и в супружестве), но для того, чтобы ответить на призыв Иисуса.

Призвание к супружеству не хуже, чем при­звание к безбрачию, и призвание к целибату не лучше, чем призвание к семейной жизни. Просто они разные, различие же проистекает из воли Самого Иисуса. А посему призвание к священст­ву и монашеству не может противопоставлять­ся жизни супружеской, они, скорее, являются своеобразным «дополнением» в интегральном понимании призвания к любви. Папский Совет по делам семьи утверждает: «Там, где родители великодушны в принятии жизни, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что и дети также будут готовы посвятить свою жизнь Богу».

Призвание к монашеской жизни и священст­ву, с которым Церковь неразрывно связывает при­звание к целибату, по своей сути есть призвание к любви и дарование жизни, но на более глубоком духовном уровне. Супружество, лишённое духов­ного и морального базиса, нередко очень изране­но. Для супругов духовное отцовство и духовное материнство призванных к целибату является доказательством того, что их физическое отцовст­во и материнство, прежде всего, должно основы­ваться на духовной связи.

Если кандидат к священству или монашеской жизни отказывается от столь важной естественной формы жизни, которой является супружеская и родительская любовь, то его выбор может быть оправдан лишь в том случае, если был осуществлён в поиске любви более высокой и более полной. Без глубокой любви к Иисусу Христу служение Богу и людям в священстве и монашеской жизни теряет всякий смысл. Жажда монашеской жизни и священства может родиться только из высшей любви.

Призвание к священству и монашеской жизни всегда - благодать, дар, харизма, то есть особая милость, полученная человеком от Бога. Иисус говорит просто: «Кто может вместить, да вмес­тит» (Мф 19, 12). Если Бог призывает кого-либо к жизни в целибате, то одновременно дарует Свое­му избраннику внутреннюю жажду следовать за Иисусом, наделяя различными дарами и таланта­ми, которые необходимы ему для пребывания в этой благодати. Отсутствие жажды или способ­ности к монашеской жизни или священству являет­ся несомненным признаком отсутствия призва­ния. Осознать это крайне важно особенно тем молодым людям, которые робко задают себе воп­рос, действительно ли Господь призывает их к этому особому служению, хотя они не чувствуют в себе никакого желания идти этим путём.

 

Упражнения:

                Осознаю ли я, что Бог ведёт нас к Себе через Церковь и находящихся в ней священников и других людей посвящённой жизни?

                Молюсь ли я о призвании к священству и монашеству?

                Благодарю ли я Бога за служение священников и за свидетельство жизни согласно Евангелию, которую ведут монахи и монахини?

                Задаю ли я себе вопрос о том, каково моё призвание? Призывает ли меня Господь к тому, чтобы я стал священником или вёл посвященную Ему жизнь, или моим призванием является супружество?

                Для юношей: задумывался ли я когда-либо о священнической жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

                Беседовал ли я с кем-нибудь на эту тему?

                Появлялись ли у меня мысли, касающиеся монашеской жизни и желания жить ею? Когда, при каких обстоятельствах? Беседовал ли я с кем-нибудь об этом?