17. Если чувствуешь
призвание к священству или монашеской жизни
Любовь питается
отречениями: чем больше мы отказываем себе в естественных
удовольствиях, тем сильнее и бескорыстнее
любим.
Святая
Тереза Младенца Иисуса
«Если в глубине своих сердец вы
испытываете призвание к священству или посвященной Богу жизни,
не бойтесь пойти за Иисусом царской дорогой жизни! В трудные
периоды истории Церкви стремление к святости становится крайне
необходимым. Святость - это не проблема возраста, а проблема
жизни в Святом Духе», - говорил Иоанн Павел II (Торонто,
2002).
Призвание к жизни в любви
реализуется не только в супружестве, но также и в обете
безбрачия, то есть в целибате, добровольно принятом во имя
Христа, и во всецелом служении людям. Супружество и обет
безбрачия (который реализуется в священстве и монашеской
жизни), - это два подлинно христианских состояния. В каждом из
них реализуется призвание быть христианином. Молодой человек
вступает в монашеский орден или поступает в духовную семинарию
не для того, чтобы, прежде всего, быть святым (ибо может им
стать также и в супружестве), но для того, чтобы ответить на
призыв Иисуса.
Призвание к супружеству не хуже,
чем призвание к безбрачию, и призвание к целибату не лучше,
чем призвание к семейной жизни. Просто они разные, различие же
проистекает из воли Самого Иисуса. А посему призвание к
священству и монашеству не может противопоставляться жизни
супружеской, они, скорее, являются своеобразным «дополнением» в
интегральном понимании призвания к любви. Папский Совет по
делам семьи утверждает: «Там, где родители великодушны в
принятии жизни, с высокой степенью вероятности можно
утверждать, что и дети также будут готовы посвятить свою жизнь
Богу».
Призвание к монашеской жизни и
священству, с которым Церковь неразрывно связывает призвание
к целибату, по своей сути есть призвание к любви и дарование
жизни, но на более глубоком духовном уровне. Супружество,
лишённое духовного и морального базиса, нередко очень
изранено. Для супругов духовное отцовство и духовное
материнство призванных к целибату является доказательством
того, что их физическое отцовство и материнство, прежде всего,
должно основываться на духовной связи.
Если кандидат к священству или
монашеской жизни отказывается от столь важной естественной
формы жизни, которой является супружеская и родительская
любовь, то его выбор может быть оправдан лишь в том случае,
если был осуществлён в поиске любви более высокой и более
полной. Без глубокой любви к Иисусу Христу служение Богу и
людям в священстве и монашеской жизни теряет всякий смысл.
Жажда монашеской жизни и священства может родиться только из
высшей любви.
Призвание к священству и
монашеской жизни всегда - благодать, дар, харизма, то есть
особая милость, полученная человеком от Бога. Иисус говорит
просто: «Кто может вместить, да вместит» (Мф 19, 12). Если Бог
призывает кого-либо к жизни в целибате, то одновременно дарует
Своему избраннику внутреннюю жажду следовать за Иисусом,
наделяя различными дарами и талантами, которые необходимы ему
для пребывания в этой благодати. Отсутствие жажды или
способности к монашеской жизни или священству является
несомненным признаком отсутствия призвания. Осознать это
крайне важно особенно тем молодым людям, которые робко задают
себе вопрос, действительно ли Господь призывает их к этому
особому служению, хотя они не чувствуют в себе никакого желания
идти этим путём.
Упражнения:
•
Осознаю ли я, что Бог ведёт нас к
Себе через Церковь и находящихся в ней священников и других
людей посвящённой жизни?
•
Молюсь ли я о призвании к
священству и монашеству?
•
Благодарю ли я Бога за служение
священников и за свидетельство жизни согласно Евангелию,
которую ведут монахи и монахини?
•
Задаю ли я себе вопрос о том,
каково моё призвание? Призывает ли меня Господь к тому, чтобы я
стал священником или вёл посвященную Ему жизнь, или моим
призванием является супружество?
•
Для юношей: задумывался ли я
когда-либо о священнической жизни? Когда, при каких
обстоятельствах?
•
Беседовал ли я с кем-нибудь на
эту тему?
•
Появлялись ли у меня мысли,
касающиеся монашеской жизни и желания жить ею? Когда, при каких
обстоятельствах? Беседовал ли я с кем-нибудь об
этом?

|