16. Реки не зальют любовь

 

Единственного сердца! Ведь я прошу так мало Средь бурного потока жизни бренной, И чтоб оно ко мне любовью воспылало, И стану я смиреннейшим среди смиренных.

АдамАснык

 

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотворим ему помощника, соответст­венного ему» (Быт 2, 18). Нехорошо также, что­бы женщина была одинока. Супружеская и родительская любовь является фундаменталь­ным человеческим опытом. Дитя рождается как плод любви мужчины и женщины и несёт в себе глубокое желание укоренения всей своей жизни именно в такой любви. Любовь - это основная и естественная потребность каждого человека. Любая, даже самая прекрасная дружба, никогда не заменит собой любви. Во все времена и во всех цивилизациях любовь была и остаётся ведущей темой искусства. Она является основной темой также в каждой религии. В книге Песни Песней Соломона превозносится красота и значитель­ность человеческой любви. «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её» (Песн 8, 7). Влюблённые признаются друг другу: «Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы её - стрелы огненные; она - пламень весьма силь­ный» (Песн 8, 6).

Потребность исключительной любви к особе противоположного пола формируется в период полового созревания. В детстве эта потребность находится в дремлющем состоянии. Будучи при­вязанным к отцу и матери ребёнок, открывающий для себя окружающий мир, увлечённый играми с ровесниками, ещё не испытывает потребности в установлении эротических связей с особами противоположного пола. По мере созревания рождается сильная потребность в любви исклю­чительной, эротической и сексуальной.

Юноша становится взрослым мужчиной, девуш­ка превращается в зрелую женщину, таким обра­зом, они становятся способными к установлению любовной связи. Физическое созревание сопро­вождается заинтересованностью и восхищением к противоположному полу. Постепенно возникают чувства симпатии, влюблённости и любви к конкретному человеку. Восторг, восхищение и влюблённость - это чудо юности. Благодаря этому влюблённые готовы пожертвовать друг для друга всем, лишь бы соединиться с возлюбленным и пребывать с ним «до самой смерти». Именно благо­даря огромной силе влюблённости молодые лю­ди преодолевают трудности, которые встречают­ся на пути их любви.

С любовью связано глубокое чувство радости и счастья. Иоганн Вольфганг Гёте говорит устами влюблённого юного Вертера: «Я переживаю такие счастливые дни, какие Господь приберегает для Своих святых угодников, и что бы со мной ни случилось, я не посмею сказать, что не познал радостей, чистейших радостей жизни. <...> Там я прочно обосновался, оттуда мне полчаса пути до Лотты, а подле неё я становлюсь сам собой и ощущаю всё счастье, доступное человеку»[1].

Однако чувства, которые сопровождают эротическую любовь, очень непостоянны и измен­чивы. Они больше напоминают дикие и не­управляемые горные потоки после сильного ливня, а не спокойные реки, плавно несущие свои воды среди полей в погожие солнечные дни. Влюблённый молодой человек одержим вне­запными противоречивыми чувствами, которые зачастую приносят ему много страданий. Это состояние прекрасно описывает Уильям Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта». Ромео говорит: «И ненависть мучительна, и нежность. И ненависть, и нежность - тот же пыл Слепых, из ничего возникших сил. Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня Моя любовь, которая тяжка мне!»

Любовь и влюблённость - это мощная естест­венная, импульсивная и слепая сила, которая нуждается в управлении. «Влюблённые подоб­ны безумцам», - утверждает Плавт, выдающий­ся древнеримский комедиограф. В мировой литературе безумные романтические отношения влюблённых обычно заканчиваются трагически.

Чтобы любовь не стала для влюблённых разрушительной силой, необходимо управлять ею с разумом, волей и силой человеческого духа. Именно духовность, человеческая душа, под­дающаяся воздействию Святого Духа, может при­дать безумной человеческой любви позитивный характер и преобразить её в неиссякаемый источ­ник земного счастья. Эротическая любовь, лишён­ная духовного контроля, часто становится источ­ником страданий, обиды, человеческих трагедий. Никто не сумеет так унизить и отомстить, как обманутый, разочарованный и отвергнутый любов­ник. Слишком много тому примеров можно привести не только из прекрасных литератур­ных произведений, но и из самой жизни. Когда влюблённым недостаёт усилия воли, разума и духа, их любовь «обречена на смерть через ненависть», - утверждает Уильям Шекспир. Имен­но поэтому влюблённость должна быть не толь­ко временем эмоционального взаимного насыще­ния, но, одновременно, и временем интенсив­ного духовного труда. Во имя укрепления и развития любви влюблённые должны требовать друг от друга не только взаимопонимания, помощи и уважения, но, прежде всего, честнос­ти, добросовестности и порядочности.

 

Упражнения:

                Что для меня - человеческая любовь?

                Каков на сегодняшний день мой личный опыт симпатии, дружбы, влюблённости, любви?

                Какие радости и страдания были с ними связаны?

                Считаю ли я, что должен быть в ответе за себя и того, кого люблю?

                Что я хотел бы рассказать Богу о моём желании человеческой любви?

                Какие представления о супружеской и родительской любви я выношу из собственной семьи?

                Осознаю ли я, что нынешнее отношение к родителям, родственникам, друзьям в дальнейшем будет важным отправным пунктом в моих взаимоотношениях с женой (мужем), детьми?

                Что из поведения моих родителей я хотел бы взять в свою будущую семейную жизнь?

                А чего я хотел бы избежать и почему?

                Молюсь ли я о хорошей семейной жизни?

                Не ставлю ли я работу и карьеру выше семейной жизни?

 
    

[1] Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера. М. «Детская литература». 1982. С. 50.