16. Реки не зальют
любовь
Единственного
сердца! Ведь я прошу так мало Средь бурного потока жизни
бренной, И чтоб оно ко мне любовью воспылало, И стану я
смиреннейшим среди смиренных.
АдамАснык
«И сказал Господь Бог: не хорошо
быть человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему» (Быт 2, 18). Нехорошо также, чтобы
женщина была одинока. Супружеская и родительская любовь
является фундаментальным человеческим опытом. Дитя рождается
как плод любви мужчины и женщины и несёт в себе глубокое
желание укоренения всей своей жизни именно в такой любви.
Любовь - это основная и естественная потребность каждого
человека. Любая, даже самая прекрасная дружба, никогда не
заменит собой любви. Во все времена и во всех цивилизациях
любовь была и остаётся ведущей темой искусства. Она является
основной темой также в каждой религии. В книге Песни Песней
Соломона превозносится красота и значительность человеческой
любви. «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют
её» (Песн 8, 7). Влюблённые признаются друг другу: «Положи
меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою:
ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя,
ревность; стрелы её - стрелы огненные; она - пламень весьма
сильный» (Песн 8, 6).
Потребность исключительной любви
к особе противоположного пола формируется в период полового
созревания. В детстве эта потребность находится в дремлющем
состоянии. Будучи привязанным к отцу и матери ребёнок,
открывающий для себя окружающий мир, увлечённый играми с
ровесниками, ещё не испытывает потребности в установлении
эротических связей с особами противоположного пола. По мере
созревания рождается сильная потребность в любви
исключительной, эротической и сексуальной.
Юноша становится взрослым
мужчиной, девушка превращается в зрелую женщину, таким
образом, они становятся способными к установлению любовной
связи. Физическое созревание сопровождается
заинтересованностью и восхищением к противоположному полу.
Постепенно возникают чувства симпатии, влюблённости и любви к
конкретному человеку. Восторг, восхищение и влюблённость - это
чудо юности. Благодаря этому влюблённые готовы пожертвовать
друг для друга всем, лишь бы соединиться с возлюбленным и
пребывать с ним «до самой смерти». Именно благодаря огромной
силе влюблённости молодые люди преодолевают трудности, которые
встречаются на пути их любви.
С любовью связано глубокое
чувство радости и счастья. Иоганн Вольфганг Гёте говорит устами
влюблённого юного Вертера: «Я переживаю такие счастливые дни,
какие Господь приберегает для Своих святых угодников, и что бы
со мной ни случилось, я не посмею сказать, что не познал
радостей, чистейших радостей жизни. <...> Там я прочно
обосновался, оттуда мне полчаса пути до Лотты, а подле неё я
становлюсь сам собой и ощущаю всё счастье, доступное
человеку»[1].
Однако чувства, которые
сопровождают эротическую любовь, очень непостоянны и
изменчивы. Они больше напоминают дикие и неуправляемые горные
потоки после сильного ливня, а не спокойные реки, плавно
несущие свои воды среди полей в погожие солнечные дни.
Влюблённый молодой человек одержим внезапными противоречивыми
чувствами, которые зачастую приносят ему много страданий. Это
состояние прекрасно описывает Уильям Шекспир в трагедии «Ромео
и Джульетта». Ромео говорит: «И ненависть мучительна, и
нежность. И ненависть, и нежность - тот же пыл Слепых, из
ничего возникших сил. Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное
собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и
камня Моя любовь, которая тяжка мне!»
Любовь и влюблённость - это
мощная естественная, импульсивная и слепая сила, которая
нуждается в управлении. «Влюблённые подобны безумцам», -
утверждает Плавт, выдающийся древнеримский комедиограф. В
мировой литературе безумные романтические отношения влюблённых
обычно заканчиваются трагически.
Чтобы любовь не стала для
влюблённых разрушительной силой, необходимо управлять ею с
разумом, волей и силой человеческого духа. Именно духовность,
человеческая душа, поддающаяся воздействию Святого Духа, может
придать безумной человеческой любви позитивный характер и
преобразить её в неиссякаемый источник земного счастья.
Эротическая любовь, лишённая духовного контроля, часто
становится источником страданий, обиды, человеческих трагедий.
Никто не сумеет так унизить и отомстить, как обманутый,
разочарованный и отвергнутый любовник. Слишком много тому
примеров можно привести не только из прекрасных литературных
произведений, но и из самой жизни. Когда влюблённым недостаёт
усилия воли, разума и духа, их любовь «обречена на смерть через
ненависть», - утверждает Уильям Шекспир. Именно поэтому
влюблённость должна быть не только временем эмоционального
взаимного насыщения, но, одновременно, и временем
интенсивного духовного труда. Во имя укрепления и развития
любви влюблённые должны требовать друг от друга не только
взаимопонимания, помощи и уважения, но, прежде всего,
честности, добросовестности и порядочности.
Упражнения:
•
Что для меня - человеческая
любовь?
•
Каков на сегодняшний день мой
личный опыт симпатии, дружбы, влюблённости, любви?
•
Какие радости и страдания были с
ними связаны?
•
Считаю ли я, что должен быть в
ответе за себя и того, кого люблю?
•
Что я хотел бы рассказать Богу о
моём желании человеческой любви?
•
Какие представления о супружеской
и родительской любви я выношу из собственной семьи?
•
Осознаю ли я, что нынешнее
отношение к родителям, родственникам, друзьям в дальнейшем
будет важным отправным пунктом в моих взаимоотношениях с женой
(мужем), детьми?
•
Что из поведения моих родителей я
хотел бы взять в свою будущую семейную жизнь?
•
А чего я хотел бы избежать и
почему?
•
Молюсь ли я о хорошей семейной
жизни?
•
Не ставлю ли я работу и карьеру
выше семейной жизни?
[1]
Иоганн Вольфганг Гёте.
Страдания юного Вертера. М. «Детская литература». 1982.
С. 50.
|