14. Слава каждого
человека исходит от самого человека
Слушайся отца
твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда
она и состарится.
Притч 23,
22
Слава человека
- от чести отца его, и позор детям мать в бесславии. Сын!
прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни
его.
Сир 3,
11-12
Взаимоотношения молодого человека
с родителями в переходном возрасте зачастую бывают трудными,
иногда очень трудными. Отец и мать не всегда в состоянии понять
желания, чаяния и амбиции своих подрастающих детей. Иногда
создаётся впечатление, что они не помнят, какими были в годы
своей юности. Всецело погружённые в работу, заботу о карьере,
бытовые хлопоты, и, нередко, - в супружеские конфликты, они не
находят ни времени, ни терпения для того, чтобы откровенно
поговорить с подрастающими детьми в атмосфере взаимопонимания и
доброжелательного общения. Многие юноши и девушки в абсолютном
одиночестве вынуждены идти навстречу всем трудностям, которые
встречаются на этом этапе их развития. Эмоциональное
одиночество и отсутствие понимания со стороны родителей
зачастую является причиной возникновения у подростков
подсознательной обиды, разочарования и даже гнева. Под их
влиянием молодые люди «подливают масла в огонь», ещё более
осложняя и без того напряжённые отношения с отцом и матерью.
Конфронтация ребёнка с родителями отнюдь не способствует снятию
существующего напряжения, а лишь усугубляет его.
На взаимоотношения с отцом и
матерью молодой человек должен смотреть в духе истины. Он уже
не маленький ребёнок, вокруг которого вращается весь мир и
которому всё дозволено. Подросток должен приложить все
возможные внутренние усилия, чтобы оказывать родителям
надлежащее уважение и стремиться к пониманию. Он не должен
думать лишь о себе и искать во всём выгоду только для себя; не
должен смотреть на родителей как на тех, кто ему прислуживает,
кто обязан удовлетворять все его потребности и
капризы.
В ситуациях трудных, спорных
отношений между подрастающими детьми и их родителями следует
искать мудрые и справедливые компромиссы. Это особенно
необходимо тогда, когда дети чётко осознают, что не они
виноваты и не они ответственны за напряжённые и конфликтные
отношения с родителями. Подобные нестроения нередко возникают
из-за незрелого или даже безответственного поведения отца и
матери. Трудно искать общий язык с отцом, который по вечерам
приходит домой пьяный. Трудно искать общий язык с матерью,
деспотически любящей взрослеющего ребёнка, которая пытается
контролировать каждый его шаг и каждый его вздох. Но, тем не
менее, даже в таких ситуациях дети обязаны помнить слова из
книги Иисуса, сына Сирахова: «Хотя бы он [отец] и оскудел
разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте
силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто» (Сир 3,
13-14а).
На конфликт с родителями следует
смотреть не только с позиции поисков собственной правоты, но с
пониманием, милосердием и сочувствием. Анализируя
взаимоотношения с родителями, необходимо учитывать всё: не
только их позицию по отношению к ребёнку, но также и то, как
тот ведёт себя с ними; учитывать не только то, что подросток
получает от них, но также и то, что он сам даёт им. В
переходном возрасте необходимо как бы заново выстраивать связи
с собственными родителями на основе взаимного уважения,
дружеского партнёрства, диалога и сыновней уступчивости.
Молодой человек обязан помнить, что только хороший сын сможет
стать хорошим отцом, и только хорошая дочь сможет стать
хорошей матерью.
Упражнения:
•
Каковы мои взаимоотношения с
родителями? Что в этих отношениях представляется мне добрым,
важным, красивым? Что - трудным, конфликтным?
•
Предпринимаю ли я сознательные
усилия, чтобы понимать своих родителей
и сочувствовать им?
•
Я намерен внимательно
присмотреться к напряжению, конфликтным отношениям, которые
существуют в нашей семье.
•
Для юношей: буду особенно
внимателен к моим взаимоотношениям с отцом.
•
Что восхищает меня в моём отце?
Что в его поведении и жизненной позиции я хотел бы
унаследовать?
•
Что мне не нравится в моём отце?
Что меня в нём раздражает?
•
Для девушек: каковы мои
взаимоотношения с матерью? Хочу ли я быть такой женщиной, как
она? Если да, то - в чём; если нет, то - в чём?
•
Осознаю ли я, что история жизни
моих родителей влияет на историю моей собственной
жизни?
•
Знаю ли я хоть немного историю
жизни моих родителей?
•
Осознаю ли я, что мои нынешние
взаимоотношения с родителями отразятся на моих собственных
отношениях с женой (мужем) и моими детьми?
•
Молюсь ли я за своих
родителей?

|