12. Необходимо
выяснить, кем является тот, кто осуществляет
выбор
Свобода должна
проявляться, прежде всего, в способности осуществлять свой
жизненный выбор на возможно более высоком
уровне.
Томас
Мертон
Человеческая любовь, дружба,
учёба, молитва, научные изыскания и многое другое, требует
внутренней свободы. Ничто из того, что так важно для человека,
не может быть сделано под принуждением. Вопреки воле
невозможно в приказном порядке заставить человека быть
искренним, вежливым, щедрым; невозможно заставить доверять,
прощать, пойти на примирение с недругом; нельзя принудить к
творческому процессу и самопожертвованию. Не считаясь со
свободой человека, невозможно принудительно сделать его добрым
и счастливым. Насильное «осчастливливание» людей - это
кардинальный грех любой формы диктатуры, ибо свобода укоренена
в самой человеческой сути.
Современная молодёжь особенно
чувствительна к вопросам личной свободы, однако иногда
понимает её, как вседозволенность. Именно поэтому во имя
свободы многие занимают позицию «независимых», этим
характеризуется молодёжная субкультура. Свобода понимается как
отсутствие каких-либо ограничений, позволение бестактности
или даже наглости по отношению к другим. Однако «свобода - это
осуществление того, что дозволено силой закона (Божьего и
человеческого)», - гласит древнеримская мудрость.
Жажда свободы и спонтанность -
это важные черты молодости. Однако свобода и спонтанность не
освобождают от того, чтобы в своих поступках человек
руководствовался совестью, законами Божьими и человеческими,
был деликатен и открыт на взаимопонимание. Чтобы юношеский
максимализм не ранил окружающих, он должен сочетаться с
внимательным и чутким отношением к другому человеку,
тактичностью, деликатностью, рассудительностью, уважением к
себе и другим. Гипертрофированная юношеская «независимость»
часто скрывает от посторонних взглядов выраженную неуверенность
в себе, робость и трудность в установлении контактов с
окружающими. Зачастую бравада многих молодых людей является
своего рода прикрытием их беспомощности, внутренней скованности
и несвободы. «Показная свобода, которая проявляется в
непрерывном блуждании, в довольствовании то одним, то другим,
в поисках различных возможностей: всё это попросту - подобие
свободы» (Томас Мертон).
Истинная же свобода требует
усилий, борьбы, «чтобы человек действительно властвовал над
самим собой; чтобы был решительным в преодолении различных
форм эгоизма и индивидуализма, которые опасны для каждого;
чтобы человек умел быть открытым на других, был способен к
жертвенности и служению ближним. Это - важный момент в ответе
человека на его призвание» (Иоанн Павел II).
Достижение истинной свободы
требует глубокого проникновения в себя, в свой внутренний мир,
в мотивы собственных поступков. Чем глубже мы будем познавать
себя, тем более будет расти наша способность жить в свободе. У
многих людей возникают претензии к свободе выбора, тогда как
они избегают своего основного задания, состоящего в том, что
«необходимо выяснить, кем является тот, кто осуществляет
выбор»,
-
подчёркивает Томас Мертон. Наша
свобода не является свободной, если мы ведём себя, как
перестраховщики, избегающие риска глубже заглянуть в
собственную жизнь и познать то, к чему призывает нас Сам
Бог.
Свобода не существует как
автономная ценность, она неразрывно связана со всеми сферами
человеческой жизни. Чтобы быть свободным, необходимо знать
себя, смысл и цель жизни, а также - своё призвание. Свобода
измеряется возвышенностью идеала и верностью Господнему
призванию.
Иисус есть «живой образец
совершенной свободы в абсолютном послушании воле
Отца»,
-
пишет Иоанн Павел II в
«Veritatis
splendor». Сущностью свободы Иисуса является Его
безоговорочное послушание Отцу, а также Его служение людям.
Вершина же свободы Иисуса
-
на кресте, когда Он вверяет Себя
в руки Отца (ср. Лк 23, 46).
Упражнения:
•
Как я понимаю, что такое
свобода?
•
Как понимают свободу мои
сверстники, и как она преподносится нам в средствах массовой
информации?
•
Что такое свобода для меня
лично?
•
Не воспринимаю ли я свободу, как
отказ от любых предписаний
и запретов?
•
Что сковывает и порабощает мою
свободу? Что помогает мне чувствовать себя более
свободным?
•
Что помогает мне чувствовать свою
внутреннюю свободу?
•
Каковы мои жизненные идеалы?
Осознаю ли то, что я смогу их осуществить только, будучи
свободным человеком?
•
Молюсь ли я о внутренней
свободе?
•
Попробую коротко описать, как я
понимаю взаимосвязь между человеческой свободой и
любовью.

|