10. Мой дух и моя
совесть дороги мне и важны
Говорят, что у
каждого человека есть совесть, и что это в человеке
заложено. Тем не менее, она не есть что-то готовое. Совесть
нуждается в длительной и упорной работе, прежде чем о
человеке можно будет сказать, что у него есть совесть.
Подобно тому, как золото в своём изначальном состоянии
находится в соединении с различными неблагородными и
разнообразными составными частями, так и совесть в своём
изначальном состоянии содержит в себе элементы, совершенно с
ней несовместимые.
Сёрен
Кьеркегор
Если мы хотим хорошо исполнять
обязанности, касающиеся нас самих, обязанности относительно
наших близких и Господа Бога, то должны быть послушными нашей
совести. Следуя голосу совести, человек познаёт смысл и цель
жизни. Именно следование за совестью является решающим в нашей
ответственности за жизнь. Совесть - это источник правды о нас
самих. «Достоинство человеческой личности укоренено в
нравственном законе, побуждающем его творить добро и избегать
зла. Этот закон звучит в его совести. <...> Каждый
человек должен следовать этому закону, звучащему в нашей
совести и исполняющемуся в любви к Богу и ближнему» (Катехизис
Католической Церкви).
Однако не следует понимать
совесть как некое неопределённое внутреннее ощущение или
реакции «супер-эго», но как голос Личности, который является
голосом заботы о человеке и любви к нему. Приговор же,
выносимый судом нашей совести, «остаётся залогом надежды и
милосердия» (Катехизис Католической Церкви). Совесть является
таковой не только, когда подтверждает и внутренне одобряет наши
добрые намерения и поступки, но и когда увещевает нас и требует
верности, порядочности и правды в словах и делах.
Совесть постоянно говорит нам о
любви Бога и взывает к тому, чтобы и мы отвечали любовью на
любовь. Быть послушным голосу совести означает быть послушным
Божией любви. Легкомысленное отношение к голосу совести
погружает нас в страх. В свою очередь, страх становится
источником неправды, лжи, унижений; ведёт к созданию видимости
во всём, с чем такой человек имеет дело.
Прекрасное свидетельство верности
собственной совести дал многолетний узник советских лагерей
Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». В
наиболее драматических обстоятельствах жизни совесть была для
него важнее бренной жизни: «Что надо, чтобы быть сильнее
следователя и всего этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не
трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге
сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не
поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на
гибель - сейчас или несколько позже, но позже будет даже
тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие
умерли для меня - и я для них умер. Тело моё с сегодняшнего дня
для меня - бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя
совесть остаются мне дороги и важны»[1].
Поскольку в наши дни часто
приходится сталкиваться с этическим и моральным релятивизмом,
мы обязаны отдавать себе отчёт в том, что нужна постоянная и
неустанная работа над совестью. Этот труд совершается в
ежедневном и искреннем общении с Богом, через таинство
покаяния, посредством анализа собственной жизни. Именно через
исповедь мы исправляем нашу совесть, деформированную этическим
и моральным релятивизмом современной цивилизации. В таинстве
же покаяния мы открываемся на искренность, зачастую довольно
болезненную; отбрасываем всё то, что в нас - мнимое, ложное, у
нас появляется потребность жить в правде. Это та правда,
которую в нас пробуждает голос нашей совести. Мы не потеряемся
духовно и морально, если будем заботиться о том, чтобы наша
совесть была живой; если смиренно и искренне будем ежедневно
совершать испытание совести, исповедуя перед Господом наши
грехи.
«Важно, чтобы все вы стали
усердными искателями правды, а также её бесстрашными
свидетелями. Вы никогда не должны соглашаться на ложь,
полуправду и компромиссы! Решительно сопротивляйтесь тем, кто
пытается посягать на вашу интеллигентность и засевать ваши
сердца такими предложениями и пропагандой, которые вовлекали бы
вас в рабство эгоистически ненасытного потребления, насилия,
беспорядочной сексуальной жизни и, наконец, толкали бы вас в
пропасть одиночества, заводили бы в тупики культуры смерти.
Любая свобода, оторванная от правды, превращается в новое
порабощение, сковывающее ещё сильнее» (Иоанн Павел
II).
Упражнения:
•
Чуток ли к голосу моей совести?
Стараюсь ли к нему прислушиваться?
•
Осознаю ли я, что через голос
моей совести Бог являет мне Свою Отцовскую любовь?
•
За что моя совесть чаще всего
меня одобряет? За что - обличает?
•
Следую ли я голосу моей
совести?
•
Не пытаюсь ли заглушать голос
собственной совести, когда он обличает меня?
•
Какие сомнения сеет во мне голос
совести?
•
Ценю ли я таинство покаяния? Как
часто исповедуюсь?
•
Беседую ли я со своим
исповедником о проблемах моей совести?
•
Благодарю ли я Бога за голос моей
совести?
[1]
А. И. Солженицын.
Архипелаг ГУЛАГ. М., «Новый мир». Т. 1. Часть первая. С.
128.
|