1.
Перед огромным шансом, который даёт
жизнь
В вас живёт
надежда, ибо вы принадлежите будущему, как и будущее
принадлежит вам. Надежда же всегда связывается с будущим,
является ожиданием грядущего добра.
Иоанн Павел
II
В молодости
каждому из нас даётся огромный шанс, и жизнь представляется
нам полной надежд и обещаний, ибо перед нами раскрываются
неограниченные человеческие возможности, и чем моложе
человек, тем более широкими кажутся ему горизонты будущего.
Широта жизненных горизонтов молодых людей объясняется
дерзновенностью их юношеского духа, смелостью и силой,
которые так свойственны юности. Адам Мицкевич в «Оде к
молодости» писал: «Ты, молодость, прах юдоли отринешь, /
Взлетишь и, светлым взглядом ширяя, / Всё человечество ты
окинешь / От края до края! <...> О молодость! Сладок
напиток жизни»[1].
Однако этот
мир, открывающий перед молодым человеком свои объятия,
необходимо завоёвывать, прилагая немало усилий, труда,
терпения и самоотдачи. Иногда для достижения шансов,
предоставляемых жизнью, приходится платить довольно высокую
цену, а посему недостаточно надеяться лишь на высокие
душевные порывы и юношеский энтузиазм. Кроме того, шанс,
который даёт молодость, не является вечным. Время неумолимо
мчится вперёд, а вместе с ним проходит и сама молодость. Её
невозможно остановить, забальзамировать, превратить в
бронзовую статую. Со временем широкие горизонты молодости
суживаются, а окружающий мир, совсем недавно казавшийся
необъятным и доступным для завоевания, необратимо и
безжалостно уменьшается. Шанс молодости даётся лишь один
раз, и больше никогда не повторяется. По мере того, как
истекает время, одни возможности претворяются в жизнь,
другие же - безвозвратно исчезают. Невозможно в жизни
объять всё.
Реализация шанса молодости
требует от человека внутренней активности и творчества.
Великим надеждам молодости сопутствуют столь же великие
жизненные обязательства. «На вас лежит ответственность за то,
что когда-то станет настоящим, а сегодня является лишь будущим,
- обращался к молодым Иоанн Павел II. <.. > Поэтому когда
говорим "вам принадлежит будущее", рассуждаем категориями
этическими, руководствуясь требованиями моральной
ответственности».
Восторженность, порождённая
возможностями, которые молодость предоставляет человеку,
быстро может превратиться в бесплодную мечту, если только не
подкрепляется личной творческой деятельностью, ежедневными
усилиями и борьбой. Легкомысленное отношение к жизненным
обязанностям легко превращает шанс молодости в поражение,
надежду - в разочарование, широкие горизонты - в тесные
закоулки, великие ожидания - в отчаянный страх перед будущим,
юношеский же восторг жизнью - в бунт и отказ от неё. Среди
множества шансов, предоставляемых молодостью, самый важный
заключается в том, чтобы всегда оставаться честным, добрым,
порядочным человеком, доброжелательно относящимся к окружающим.
Именно это должно цениться более всего, ибо в этом - источник
человеческого счастья.
Чем сильнее наша любовь к
человеку, тем более мы счастливы. Дитрих Бонхёффер писал своему
приятелю из гитлеровского лагеря: «Быть христианином означает
быть человеком. Речь идёт не о каком-то типе человека; просто
человечность создаёт в нас Христа. <...> Будучи
христианами, мы не стыдимся протеста против всего
неестественного, а также не стыдимся требований свободы и
земного счастья».
Что значило бы для нас всё то,
чего мы достигли в жизни (карьера, слава, деньги, возвышенные
чувства, благополучие), если при всём том мы утратили бы
человечность?
Упражнения:
•
Что я хотел бы рассказать Господу
о своей жизни, прожитой до настоящего времени?
•
Доволен ли я своей
жизнью?
•
Испытываю ли я удовлетворение от
прожитой жизни? Что именно
приносит мне это удовлетворение?
•
Возможно, наоборот, я испытываю
неудовлетворённость, недовольство? Чем это вызвано?
•
Каковы их возможные
причины?
•
Могу ли я сформулировать, чего
ожидаю от жизни, каковы мои надежды, перспективы?
•
Испытываю ли я ощущение, что мои
ожидания и желания сбываются?
•
Или, наоборот, мне кажется, что
они куда-то исчезают, расплываются?
•
Знаю ли я, кем хочу быть? Чем
заниматься? Каким хочу быть?
•
Поблагодарю ли я Бога за дар моей
жизни? Попрошу ли у Него прощения за то, что недооценивал
её?
[1]
Адам Мицкевич.
Стихотворения. Поэмы. М., Издательство «Художественная
литература». 1968. С. 23-24.
|