1. Перед огромным шансом, который даёт жизнь

 

В вас живёт надежда, ибо вы принадлежите будущему, как и будущее принадлежит вам. Надежда же всегда связывается с будущим, является ожидани­ем грядущего добра.

Иоанн Павел II

 

В молодости каждому из нас даётся огромный шанс, и жизнь представляется нам полной надежд и обещаний, ибо перед нами раскрываются не­ограниченные человеческие возможности, и чем моложе человек, тем более широкими кажутся ему горизонты будущего. Широта жизненных горизонтов молодых людей объясняется дерзновен­ностью их юношеского духа, смелостью и силой, которые так свойственны юности. Адам Мицкевич в «Оде к молодости» писал: «Ты, молодость, прах юдоли отринешь, / Взлетишь и, светлым взглядом ширяя, / Всё человечество ты окинешь / От края до края! <...> О молодость! Сладок напиток жизни»[1].

Однако этот мир, открывающий перед моло­дым человеком свои объятия, необходимо завоёвы­вать, прилагая немало усилий, труда, терпения и самоотдачи. Иногда для достижения шансов, предоставляемых жизнью, приходится платить довольно высокую цену, а посему недостаточно надеяться лишь на высокие душевные порывы и юношеский энтузиазм. Кроме того, шанс, кото­рый даёт молодость, не является вечным. Время неумолимо мчится вперёд, а вместе с ним прохо­дит и сама молодость. Её невозможно остано­вить, забальзамировать, превратить в бронзовую статую. Со временем широкие горизонты молодос­ти суживаются, а окружающий мир, совсем недав­но казавшийся необъятным и доступным для завоевания, необратимо и безжалостно умень­шается. Шанс молодости даётся лишь один раз, и больше никогда не повторяется. По мере того, как истекает время, одни возможности претворяются в жизнь, другие же - безвозвратно исчезают. Не­возможно в жизни объять всё.

Реализация шанса молодости требует от чело­века внутренней активности и творчества. Вели­ким надеждам молодости сопутствуют столь же великие жизненные обязательства. «На вас лежит ответственность за то, что когда-то станет настоящим, а сегодня является лишь будущим, - обращался к молодым Иоанн Павел II. <.. > Поэтому когда говорим "вам принадлежит будущее", рассуждаем категориями этическими, руководствуясь требованиями моральной ответ­ственности».

Восторженность, порождённая возможностя­ми, которые молодость предоставляет человеку, быстро может превратиться в бесплодную мечту, если только не подкрепляется личной творческой деятельностью, ежедневными усилиями и борь­бой. Легкомысленное отношение к жизненным обязанностям легко превращает шанс молодости в поражение, надежду - в разочарование, широкие горизонты - в тесные закоулки, великие ожидания - в отчаянный страх перед будущим, юношеский же восторг жизнью - в бунт и отказ от неё. Среди множества шансов, предоставляемых молодо­стью, самый важный заключается в том, чтобы всегда оставаться честным, добрым, порядочным человеком, доброжелательно относящимся к окружающим. Именно это должно цениться бо­лее всего, ибо в этом - источник человеческого счастья.

Чем сильнее наша любовь к человеку, тем более мы счастливы. Дитрих Бонхёффер писал своему приятелю из гитлеровского лагеря: «Бы­ть христианином означает быть человеком. Речь идёт не о каком-то типе человека; просто чело­вечность создаёт в нас Христа. <...> Будучи христианами, мы не стыдимся протеста против всего неестественного, а также не стыдимся требований свободы и земного счастья».

Что значило бы для нас всё то, чего мы достигли в жизни (карьера, слава, деньги, возвышенные чувства, благополучие), если при всём том мы утратили бы человечность?

 

Упражнения:

                Что я хотел бы рассказать Господу о своей жизни, прожитой до настоящего времени?

                Доволен ли я своей жизнью?

                Испытываю ли я удовлетворение от прожитой жизни? Что именно приносит мне это удовлетворение?

                Возможно, наоборот, я испытываю неудовлетворённость, недовольство? Чем это вызвано?

                Каковы их возможные причины?

                Могу ли я сформулировать, чего ожидаю от жизни, каковы мои надежды, перспективы?

                Испытываю ли я ощущение, что мои ожидания и желания сбываются?

                Или, наоборот, мне кажется, что они куда-то исчезают, расплываются?

                Знаю ли я, кем хочу быть? Чем заниматься? Каким хочу быть?

                Поблагодарю ли я Бога за дар моей жизни? Попрошу ли у Него прощения за то, что недооценивал её?

 
    

[1] Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы. М., Издательство «Художественная литература». 1968. С. 23-24.