9. Воспитывать более
рассудительно и дальновидно
В поведении
школьников меня больше всего раздражает именно то, с чем я
сама имею проблему. Каким образом с любовью требовать
определённых положений? Каким образом приводить в
исполнение обязательные, предусмотренные программой
требования, и делать это так, чтобы дети не чувствовали себя
отвергнутыми и ненужными? Что делать, чтобы воспитывать
детей рассудительнее и дальновиднее, чем была воспитана я
сама?
Если мы - в семье или школе, -
хотим чего-нибудь добиться от ребенка, прежде всего, должны
задаться вопросом: понимает ли он, что от него требуется?
Разумеется, при этом следует помнить, что существуют
определённые требования, которые предъявляются ребёнку,
независимо от того, осмысляет он их в данный момент или нет,
согласен с ними или нет. Речь идёт о требованиях сохранения
жизни ребёнка, его безопасности и благе. Кроме того, очень
важно, в какой форме это требование предъявляется. Дети в
своём большинстве умны и легко воспринимают предъявляемые им
справедливые требования, если они излагаются
доброжелательно.
Всё, что не является жизненной
необходимостью для ребёнка, следует воспринимать не столько
как требование, сколько как предложение, рекомендацию.
Например, родители обнаружили у своего шестилетнего ребёнка
большие музыкальные способности. Они могут предложить ему
обучаться музыке, всячески поощрять его к этому, но ни в коем
случае не принуждать. Детство многих молодых людей было
омрачено принуждением к делам, которые больше интересовали
родителей, нежели самих детей. Предложения родителей лишь тогда
имеют смысл, когда ребёнок с ними согласен и свободно их
принимает.
Если учитель, отец или мать
утверждают: «В поведении ребёнка <...> меня раздражает
то, с чем я сам (-а) имею проблему», это - большое достижение в
работе над собой и в педагогической деятельности. А сейчас
требуется, чтобы это «знание» (пока лишь на интеллектуальном
уровне) претворить в жизнь: в повседневные реакции,
постановления и действия. Следует учиться принимать собственное
несовершенство и, одновременно, властвовать над ним таким
образом, чтобы не изливать его на детей. Наши проблемы,
недостатки и слабости не должны нас раздражать, необходимо их
принять и, как это ни парадоксально звучит, полюбить. Их
принятие может стать началом процесса эмоционального
успокоения. Когда человек понимает себя и принимает собственные
проблемы, то относительно легко принимает и проблемы других.
Если у нас, взрослых, есть проблемы, вполне естественно, что
есть они и у детей и молодых людей.
«Как с любовью требовать
определённых положений?» Это очень большой вопрос. Давайте
выделим один особый аспект. Требовать с любовью означает
требовать с учётом личной свободы ребёнка. Зрелость человека
измеряется способностью пользоваться собственной свободой.
Одна из самых важных сторон в работе педагога состоит в том,
чтобы научить детей правильно пользоваться своей свободой, а
также научить их нести за неё ответственность. Эти два понятия
- свобода и ответственность - следует рассматривать вместе, и
обучение молодёжи также должно проводиться вместе,
одновременно. Свобода без ответственности превращается в
произвол; ответственность, лишённая свободы, легко
трансформируется в строгое и бездушное соблюдение жёстких
правил и предписаний.
Родители и воспитатели должны
проникнуться глубокой верой в тот огромный потенциал развития,
который заложен в каждом ребёнке. Он выражается в стремлении
ребёнка к росту, преодолению своих слабостей и ограничений, в
творческом отношении к действительности, в большой открытости
на всё неведомое, в спонтанном доверии людям, которые
занимаются его воспитанием. Воспитание состоит не в том, чтобы
взрослый активно вёл подопечного по жизни, но, скорее в том,
чтобы педагог по-товарищески сопутствовал ребёнку в его личных
поисках и творчестве. О хорошем воспитательном процессе можно
говорить лишь тогда, когда активное воспитание тесно связано с
чутким товарищеским сопутствием ребёнку. Воспитательный
процесс неизбежно будет искажён и обречён на неудачу, если
ребёнок не проявляет никакого интереса к тому, чему его
пытаются научить родители или педагоги.
В атмосфере понимания и
открытости ребёнку легко можно продемонстрировать: всё то,
чего он хочет для себя лично, является также желанием любого
другого человека, и по праву принадлежит также и ему. Таким
образом, у ребёнка воспитывается чувство открытости не только
на свои потребности, желания и интересы, но также на
потребности, желания и интересы других людей. Он проникается
уважением к свободе и правам ближних - как сверстников, так и
взрослых.
«Каким образом приводить в
исполнение обязательные, предусмотренные программой требования,
и делать это так, чтобы дети не чувствовали себя отвергнутыми и
ненужными?» В любой системе школьного обучения имеется ряд
предметов, которые не всем детям будут одинаково необходимы в
их взрослой жизни. Надо быть очень внимательным, чтобы не
предъявлять слишком суровых требований к тем предметам,
которые в дальнейшем не будут играть решающей роли.
Психологические травмы, которые могут быть нанесены ребёнку
при насильственном навязывании знаний по какому-то предмету
или программе, могут причинить значительно большего вреда, чем
незнание данного предмета или программы. Не каждому ребёнку
крайне необходимы знания по математике, физике или даже
литературе. Можно быть счастливым человеком, будучи при этом
немного «недоучкой».
Разумеется, речь идёт вовсе не об
интеллектуальной лени. Однако следовало бы решительно
защищать детей от таких учителей, для которых их предмет
является важнее, чем ученик. Учитель, не имеющий
психологического и духовного контакта с детьми, выполняя
свои обязанности строго и формально, может совершенно
неосознанно их ранить. В такой ситуации не следует
ссылаться на неизвестное далёкое будущее ради демонстрации
правильности и оправданности суровых педагогических
требований: «Придёт время, и вы ещё будете меня
благодарить!» Подобные изречения - не что иное, как
подтверждение педагогической косности и беспомощности
учителя.
Чтобы дать исчерпывающий ответ на
поставленный вопрос, следовало бы детально рассмотреть
учебную программу, её цели, применяемые методики и прочее.
Однако надо ориентироваться на то, что в реализации
программы педагог не должен принимать сторону программы: не
ученик существует для программы, а программа - для ученика.
Уже само противопоставление в вопросе программы и
снисходительности по отношению к ребёнку является
неприемлемым. Программа должна составляться с учётом
умственных, интеллектуальных и эмоциональных возможностей
ребёнка.
Разумеется, отдельные преподаватели не в
силах изменить школьную программу, но они всегда могут
учитывать потребности детей и приспосабливаться к ним. В
конце концов, даже самые лучшие программы останутся на
бумаге, если исчезнут хорошие преподаватели, способные
внедрить эти
программы в жизнь. Тем не менее, какой бы ни была
программа, важно сохранить мудрое равновесие между
требованиями программы и возможностями, интересами и
желаниями ребёнка. Педагог не может пользоваться программой
как розгами для детей.
Программы, подготовленные
просветительскими учреждениями, должны быть помощью для
педагогов. Каждый учитель - в какой-то мере воспитатель. То,
насколько хорошо учитель математики научит детей своему
предмету, зависит не только от программы, знания материала и
дидактических способностей преподавателя, но также - а, может
быть, прежде всего, - от симпатии, доброжелательности и
контакта, который он установит с детьми. Нередко дети учатся не
столько для себя, сколько для учителя, которого они
любят.
Само собой разумеется, ребёнок
должен многому научиться. Но нигде не сказано, что он должен
научиться всему этому за то время, которое отведено
программами, психологами, государственной образовательной
системой, родителями или учителями. Подростковая психология во
многом очень помогает понимать тинэйджеров, но, с другой
стороны, она же иногда становится ужасным средством,
направленным против них. Это происходит, когда её положения и
рекомендации применяются формально, строго, холодно.
Определённые понятия, сформулированные подростковой
психологией, для некоторых родителей и воспитателей становятся
догмами и, по этой причине, прокрустовым ложем для
детей.
Например, если школьный психолог,
основываясь на результатах определённых психологических
тестов, неосторожно скажет родителям, что их ребёнок несколько
отстаёт в умственном развитии, этой фразой он может нанести
непоправимый вред им всем. Известно, что у ребёнка,
находящегося в сложной эмоциональной ситуации, иногда
возникают проблемы с учёбой, даже если его интеллектуальный
уровень выше обычного. Когда ребёнок испытывает затруднения с
учёбой, учитель или воспитатель обязан выяснить многое. Какова
домашняя обстановка, в которой проживает ребёнок? Любят ли его
родители? Не обидел ли его кто-нибудь? Ситуация, когда при
оценке достижений некоторых детей не учитывается положение, в
котором они на данный момент находятся, может обернуться
несправедливостью. Типичный пример: семья живёт в однокомнатной
квартире, у ребёнка нет своего угла, где бы он мог делать
уроки, отец часто приходит домой пьяный и прочее. Может ли
ребёнок в таких условиях хорошо учиться?..
«Что делать, чтобы воспитывать детей рассудительнее и
дальновиднее, чем была воспитана я сама?» В этом - самая
ценная часть вопроса. Анализ недостатков, которые имели место в
процессе воспитания в семье и школе, в зрелом возрасте и при
добросовестном исполнении педагогических обязанностей может
оказаться необыкновенно полезным. Такой вопрос должен ставить
перед собой каждый, кто имеет дело с детьми: родители,
воспитатели, священники, государственные служащие. Нередко в
своей воспитательной работе мы совершаем ошибки, жертвами
которых когда-то были сами. Если мы их не осознаём, очередными
жертвами становятся наши дети.

|