8. Кто на самом деле
влияет на наших детей?
Известно, что
огромное влияние на ребёнка оказывает как семья, так и
окружение, в котором он ежедневно пребывает. Не надлежит ли
самому ребёнку окончательно решать, кто ему враг и кто
должен иметь на него влияние?
Ребёнок инстинктивно ищет образцы
для подражания, чтобы формировать свой собственный образ
жизни. Он ещё не знает, что значит - быть добрым? Как строить
взаимоотношения с окружающими? Что такое любовь? Что значит -
быть мужчиной? Что значит - быть женщиной? Моральный уровень
развития человека и весь его образ жизни не запрограммирован
генетически. У человека нет генов чувственных поступков или
генов насилия. Он должен научиться жить порядочно при помощи
других.
Для ребёнка первым образцом и
примером жизни является семья. Дети подражают своим родителям
почти во всём: об этом свидетельствуют простейшие наблюдения
за реакциями и поведением детей. Они наследуют также моральные
черты отца и матери. Если эмоциональные и моральные личностные
образцы родителей достаточно выразительны, ярки, тогда именно
они оказывают решающее влияние на поведение ребёнка. Если же
личностные примеры родителей выражены нечётко, размыты, если
ребёнок не чувствует себя любимым, тогда он ищет образ своего
личностного соответствия вне семьи.
Если отец не является для сына
образцом, поскольку не участвует в жизни семьи, если он
безответственный и грубый, тогда мальчик невольно будет искать
образцов собственного подросткового мужества на стороне.
Большое счастье, если в ком-то из взрослых мужчин подросток
найдёт положительный пример для подражания. Негативные же
образцы будут усугублять формирование его эмоциональной и
моральной жизни. Хорошо, если подросток окажется в морально
здоровом окружение ровесников. Гораздо хуже, если он попадёт в
среду, где господствует атмосфера примитивного бунтарства,
безответственности или даже аморальности.
Возможность влияния на ребёнка в
значительной мере зависит от его возраста. На первом этапе
жизни влияние родителей является решающим. На семилетнего
ребёнка влияние окружения сверстников ещё довольно ограничено.
У маленьких детей также нет возможностей самостоятельно
осуществлять моральные выборы. Малыш не в состоянии решать,
будет ли он в дальнейшей жизни порядочным или нет. Подобные
моральные выборы требуют определённого уровня сознания, а
также внутренней свободы, поэтому на первых порах жизни
ребёнка на его развитие существенное влияние оказывает
семья.
По мере развития ребёнка ситуация
меняется. Уже в 12-13-летнем возрасте окружение сверстников
может приобрести существенное влияние. Однако не следует
особенно опасаться влияния среды сверстников, если в семье
царит здоровая атмосфера, если между родителями и детьми
существуют крепкие, здоровые взаимоотношения. Прочные связи
ребёнка с матерью и отцом всегда важнее связи с друзьями.
Взаимоотношения с семьёй для молодого человека всегда
являются основополагающими в сравнении со всеми другими
формами взаимоотношений. Окружающая среда лишь тогда
оказывает сильное отрицательное влияние, когда ребёнок не
чувствует связи с собственной семьёй.
Диаметрально противоположная
ситуация складывается в юношеском возрасте, когда молодой
человек уже может самостоятельно делать собственные выборы, в
том числе и отрицательные. В процессе воспитания юношей и
девушек всегда присутствует своего рода неизвестность,
определённый риск. Поведение молодого человека не обусловлено
какой-либо формой детерминизма. Кроме влияния семьи, а также
влияния сверстников, в этом возрасте уже появляется
способность совершать личный выбор и принимать личное решение.
По мере того, как молодой человек взрослеет, личная свобода
становится решающим фактором его поведения, отношения к себе,
своим близким и Богу.
Молодой человек с присущей ему
юношеской свободой всегда отличается какой-то таинственностью,
загадочностью. Никто из взрослых не может быть гарантирован от
неудач. Нередко родителям бывает невыносимо тяжело жить с
осознанием того, что все их усилия могут оказаться тщетными,
поэтому воспитание детей - это особенный повод постоянно
вверять Господу свою жизнь и судьбу собственных детей. Отец и
мать постоянно должны помнить, что «их» дети - вовсе не их: они
принадлежат Богу-Отцу, ибо Он даёт им жизнь и поддерживает её.
Дети же даются родителям лишь на какое-то время, чтобы отец и
мать сопровождали их в пути, пока они растут и достигают
зрелости.
Будучи христианами, мы имеем все
основания верить даже в самого маленького человека. Господь
создал нас самих и наших детей по Своему образу и подобию.
Если ребёнок воспитывается в соответствующих религиозных и
человеческих условиях, тогда образ Бога, укоренённый в нём,
развивается спонтанно. Каждый человек, даже в грудном
возрасте, ищет добра, необходимо лишь научить его правильному
пониманию того, что именно следует считать благом.

|