7. Что является самым
важным в воспитании детей?
Какие элементы
воспитания ребёнка в семье являются самыми
важными?
Первым существенным элементом в
воспитании ребёнка является полная семья, в которой мать и
отец любят друг друга, где царит взаимопонимание,
доброжелательность и прощение. Все остальные элементы
воспитания тесно связаны с этим первым. Каждый ребёнок должен
быть принят обоими родителями как дар, независимо от того
здоров он или болен, девочка или мальчик, вежлив или груб.
Ребёнок нуждается во взаимной любви отца и матери, в их
единстве, открытости, искренности. Отдельной, индивидуальной
любви отца и отдельной, индивидуальной любви матери
недостаточно.
Если жених и невеста в своих
взаимоотношениях могут ставить друг перед другом определённые
условия («Я стану твоей женой, если ты окажешься человеком
принципиальным, и будешь относиться ко мне с уважением»), то
перед своими детьми родители не могут ставить подобных
условий. Они не могут сказать: «Мы будем тебя любить, если ты
будешь покладистым, вежливым, послушным и будешь хорошо
учиться». Почему? Любовь жениха и невесты, любовь супружеская -
это партнёрская любовь, в основе которой лежит взаимная
свобода. Мужчина выбирает жену из большого количества женщин,
которых встречает на своём пути, и наоборот. Любовь же
родителей к ребёнку лишена возможности какого-либо свободного
выбора. Отец и мать не могут выбирать между девочкой или
мальчиком, между здоровым или больным ребёнком, одарённым или
"бездарным". Каждое дитя является для них даром и большой
обязанностью.
Только по мере того, как ребёнок
подрастает, взаимная любовь ребёнка и родителей всё больше
приобретает партнёрский характер и черты взаимной свободы.
Родительская любовь проходит определённую эволюцию: от любви
совершенно безоговорочной и безусловной, к любви, которая
умеет требовать. Однако требования, которые ставятся перед
ребёнком, не могут быть продиктованы потребностями или
желаниями родителей, но лишь потребностями, способствующими
духовному и личностному развитию маленького человека. Родители
воспитывают ребёнка не для того, чтобы привязать и затем
удерживать его при себе, но для того, чтобы однажды он мог
оставить отчий дом и жить самостоятельно. Иногда матери
совершают ошибку, продолжая считать взрослеющих сыновей
маленькими мальчиками, а отцы во взрослых дочерях по-прежнему
видят маленьких девочек. Может быть, отцу следует заметить во
взрослеющем сыне молодого мужчину, а матери - в подросшей
дочери увидеть молодую женщину.
Сама жизнь показывает, что дети,
растущие в хорошей, полной семье, не нуждаются в каких- то
особых методах воспитания: строгих запретах, наказаниях,
распоряжениях, специальных нравоучениях, наставлениях. Однако
самим родителям следует жить так, чтобы они могли сказать
ребёнку: «Живи так, как живём мы, и будешь хорошим и порядочным
человеком».
Воспитание ребёнка происходит
путём процесса идентификации, который представляет собой
довольно сложное явление. В его осуществлении первостепенную
роль играет не сознательная передача воспитательной
информации, воспитание совершается в общих встречах, путём
общения. Чем больше гармонии в семье, чем больше подлинной
человеческой любви в отношениях между её членами, тем меньше
требуется специального воспитательного вмешательства со
стороны родителей. Как именно следует поступать в различных
жизненных ситуациях, ребёнок учится, глядя на собственных отца
и мать. Иногда родители склонны подчёркивать свои добрые
воспитательные намерения: «Я уже столько раз ему (ей)
говорил(-а) об этом». А что пользы от этого, если в жизни
родителей ребёнок постоянно видит противоположное тому, что те
говорят и делают?
Кроме взаимной любви между отцом
и матерью, ребёнку также необходима их любовь к нему. Хотя
любовь отца и любовь матери к ребёнку проявляются по-разному,
но оба вида любви не исключают друг друга, они не конкурируют,
но взаимно дополняют. Мальчик учится быть мужчиной, в равной
степени, как от отца, так и от матери. Общаясь с матерью, сын
обучается отношению к женщине. Общение с матерью в семье в
последующем определяет его взаимоотношения с ровесницами,
подругами, невестой, женой, тёщей, дочерью. То же относится и
к жизни девочки: и от матери, и от отца она учится быть
женщиной. Для своего личностного развития ребёнок нуждается как
в матери, так и в отце.
Материнская любовь, прежде всего,
наполнена доброжелательностью, теплом, бесспорным принятием
ребёнка без выдвижения каких-либо условий. Это как бы
инстинктивная любовь. Если у жены-матери нет надлежащей
поддержки и взаимопонимания с мужем-отцом, а её любовь к
ребёнку безответна, её любовь может носить авторитарный
характер. С точки зрения эмоциональных проявлений любовь отца
обычно более сдержана. Отец оберегает ребёнка, обеспечивает ему
защиту и безопасность, внутреннюю уверенность, учит его идти
по жизни. Отец показывает ребёнку, что смысл жизни не только в
эмоциональном тепле, семейной жизни, но также в служении
другим. Насколько мать хотела бы удержать ребёнка при себе,
настолько отец стремится к тому, чтобы тот отправился из дому и
нашёл своё место под солнцем. Чтобы отправиться в свет,
ребёнок должен научиться работать, преодолевать трудности,
налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими. Отцу, который
сверх меры отдаётся своей производственной деятельности,
грозит определённое эмоциональное безразличие к собственному
ребёнку. Эмоциональную свободу не следует путать с
эмоциональной холодностью.

|