3. Любовь взрослого
ребенка к родителям
Любовь
взрослого ребёнка к родителям зависит от того, как они его
воспитали. Когда ребёнок становится самостоятельным,
зрелым, и создаёт собственную семью, то отвечает своим
родителям той же любовью, какую получил от них. Так ли
это?
Конечно, это верное наблюдение,
хотя не следует считать его догмой. Поскольку существуют и
такие ситуации, когда взрослые дети относятся к родителям со
всей сердечностью, вниманием и ответственностью, несмотря на
то, что, на протяжении всей своей жизни испытывали с их стороны
не самые тёплые чувства. Встречаются также и случаи, когда
отец и мать давали детям прекрасное образование и воспитание,
во многом отказывали себе ради детей, шли на самопожертвование,
а когда те становились взрослыми, то в эгоистической погоне за
своей карьерой, в увлечении собственной семьёй и личными
делами, оставались равнодушными, безучастными, бесчувственными
к стареющим родителям. Отношения взрослых детей к родителям
иногда бывают очень сложными.
Тем не менее, правда заключается
в том, что дети «платят» родителям тою же монетой. Зачастую мы
с большой обидой и болью говорим о «неблагодарных» детях,
которые помещают своих родителей в дома престарелых. Если дети
отдают своего отца или мать в дом престарелых, то
справедливости ради следует спросить: а как эти родители
воспитывали своих детей? Как обращались с ними, как к ним
относились? Какой дали им пример бескорыстной любви к ближнему?
Замечали ли они вокруг себя людей бедных, нуждающихся,
одиноких? Как относились к собственным родителям, бабушкам и
дедушкам своих внуков? Семейный эгоизм, в котором
воспитываются дети, нередко впоследствии оборачивается против
самих же родителей.
Однако когда родители находятся в
престарелом возрасте и уже немногое могут сделать для своих
детей, слишком поздно проводить испытание совести. О причинах
неблагодарности взрослых детей по отношению к родителям со
всей откровенностью и искренностью необходимо говорить с
молодыми папами и мамами, которые только начинают заниматься
воспитанием детей.
В «Послании к семьям» Иоанн Павел
II ставит вопрос: «Обязывает ли четвёртая Божия заповедь
почитать лишь родителей? Если говорить буквально - да. Однако
мы можем также говорить о почитании детей со стороны
родителей». Любовь и уважение к родителям рождается из любви
родителей к ребёнку. Любви нельзя требовать, нельзя
домогаться, к любви невозможно принудить. На неё лишь можно
открываться в обстановке доверия и доброжелательности. В равной
степени и собственных детей невозможно принуждать к любви и
доверию. Такие требования впоследствии оборачиваются против
родителей. Требовать можно лишь послушания, повиновения,
подчинения.
Когда в рамках духовного
руководства беседуешь с молодыми людьми, часто приходится
слышать о глубоких психических травмах, возникших из
взаимоотношений с родителями. Иногда спрашиваю их: «Хотел бы ты
воспитывать своих детей так, как тебя воспитал отец (как тебя
воспитала мать)?» Очень редко получаю положительный ответ. Если
молодой человек говорит, что своих детей не хотел бы
воспитывать так, как воспитывали его, то родители не могут
рассчитывать на спонтанную благодарность, сердечность и
чуткость с его стороны. Помощь, которую дети оказывают
престарелым родителям, чаще всего является знаком выполняемого
долга, а не выражением благодарности и любви.
Дети чувствуют себя обиженными и
оскорблёнными не только, когда подвергаются избиениям и
издевательствам, но и когда предоставлены сами себе в своих
детских заботах, хлопотах и эмоциональных страданиях. Родители
обижают своих детей, когда уделяют им мало внимания; когда по
причине различных недоразумений нагнетают в семье атмосферу
постоянного напряжения и стрессов; когда несправедливо
лишают их прав; когда слишком
ограничивают их свободу или, напротив, предоставляют им такую,
которой те сами не в состоянии
распорядиться.
Отсутствие глубоких эмоциональных связей с
детьми приводит к тому, что, повзрослев, они становятся
бесчувственными и равнодушными к потребностям, проблемам и
даже страданиям своих родителей. Если же в детстве и юности
родители создали крепкую эмоциональную связь со своими
детьми, тогда трудно представить, чтобы спустя несколько
лет такая связь могла перерасти в безразличие. Узы любви с
родителями обычно остаются продолжительными и
прочными.
В
тех случаях, когда любовь родителей носит авторитарный
характер, когда они жёстко контролируют жизнь ребёнка и
лишают его необходимой свободы, у детей возникает
своеобразная эмоциональная холодность к родителям.
Особенно сильно это проявляется в период полового
созревания. Пытаясь вырваться из этого круга эмоционального
давления, дети изолируются от своих родителей, ищут
альтернативы у ровесников. В такой ситуации контакт с
родителями сводится лишь к досадной необходимости. Чтобы
дети с удовольствием возвращались в отчий дом, необходимо,
чтобы там не только царила атмосфера согласия между
родителями, но также и обстановка свободы, предоставляемой
детям соответственно их возрасту и потребностям. У ребёнка
есть право на собственную жизнь, он не является частью жизни
родителей.
«Почитай отца твоего и матерь
твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни
твои, и чтобы хорошо тебе было на земле» (Втор 5, 16). Это
обетование является глубоко обоснованным также и с
психологической точки зрения. Человек долго живёт и счастлив во
всём, если его окружает атмосфера полного согласия, любви,
доброжелательности и доверия. Семейное же согласие и любовь
создают, прежде всего, не дети, а родители. Дети лишь
продолжают то, чему научились у отца и матери. Жизненные
наблюдения показывают, что человек, живущий в постоянных
раздорах и ссорах со своим окружением, чувствует себя плохо, и
во всём ему не везёт, а посему четвёртая Божия заповедь
содержит в себе глубокую правду о нашей семейной
жизни.

|