15. Откуда берутся такие злые дети?

 

Я - учительница. Некоторые дети уже в первых классах школы ведут себя совершенно невозможно. Как я должна обращаться с ними? Знаю, что от наказания толку мало. Откуда берутся такие злые дети?

 

Когда дети ведут себя «совершенно не­возможно», учитель, прежде всего, должен ре­шить два вопроса: разобраться в своём отноше­нии к детям и вникнуть в их индивидуальную ситуацию. Для начала следует проанализировать способ ведения занятий. Если они ведутся моно­тонно и скучно, если дети не вовлечены в учебный процесс, они легко утомляются и сво­им поведением начинают выражать пассивное сопротивление, протестуя против однообразия, серости и рутины. Поскольку дети не включе­ны в учебную деятельность, они исподтишка начинают проводить свои собственные «заня­тия». Один из возможных путей решения такой проблемы - изменить способ ведения занятий, привлечь внимание детей и втянуть их в учеб­ный процесс.

Однако нередко бывает и так, что самые лучшие дидактические методы не могут за­интересовать и успокоить ребёнка, потому что проблема кроется в нём самом. Вот наглядный пример. Много лет назад я преподавал Закон Божий в начальных классах школы. Один из учеников вёл себя действительно «совершенно невозможно», он досаждал не только учителям, но и одноклассникам. Иногда из-за его «худо- жеств» я не мог проводить занятия, и вынужден был выставлять мальчика из класса. За дверью он тоже не скучал. Однажды я попросил его, чтобы в школу пришли отец или мать. Мальчик пообещал, что выполнит мою просьбу.

Однако родители всё не приходили, а он без конца твердил об их занятости: то отец уехал в командировку, то мама отправилась проведать бабушку и т.д. Тогда я сам решил навестить его, но дома никого не оказалось. Заметив меня, соседка пригласила к себе и рассказала о ситуации мальчика. Отец оставил семью и ушёл к другой женщине. Мать умерла несколькими годами раньше. У парнишки есть старший брат, который несколько недель назад был призван в армию. Ребёнок остался один. Выйдя от соседки, я встретил его в коридоре. Он пригласил меня к себе. Побеседовали. Рассказал мне немного о се­бе. Обещал исправиться. Однако в его поведении мало что изменилось. Но моё отношение к нему поменялось. Я больше не преследовал его. Теперь я знал, что положение подростка - очень тяжёлое, и своим поведением он постоянно просит обра­тить на него внимание. Я чувствовал, что мальчик очень обижен и нуждается в такой любви, кото­рую ему никто не был в состоянии дать. На этом примере мы видим, каким внимательным нуж­но быть, чтобы ещё больше не ранить маленького человека, когда он ведёт себя «совершенно не­возможно».

Конечно же, приведённый пример не даёт исчерпывающего ответа на поставленный воп­рос. Негативное поведение ребёнка не всегда объясняется тем, что его обидели. Иногда оно свидетельствует об испорченности ребёнка, кото­рый воспитывается в обстановке вседозволен­ности, и это поведение без всяких «тормозов» он переносит в обстановку школы, церкви, двора.

Многие дети ведут себя неправильно, подра­жая некоторым своим сверстникам, поведение которых им импонирует. В классе или другой груп­пе ровесников иногда даже складывается свое­образная конкуренция и соревнование по учас­тию в скандальных историях. Чаще всего дело доходит до таких ситуаций, когда дети чувствуют, что учитель слаб, ничего не стоит вывести его из себя, когда он теряется, нервничает и становит­ся совершенно беспомощным перед их бес­пардонным напором. Некоторые дети испыты­вают прямо-таки непреодолимую тягу прове­рить, до какого предела можно отодвинуть границу дозволенного в своём поведении. В подобной ситуации иногда бывает достаточно установить более тесный индивидуальный контакт с лидерами среди детей, чтобы овла­деть негативным поведением в целой группе.

«Я знаю, что от наказания толку мало». Реши­тельная реакция на невыносимое детское пове­дение вовсе не должна означать наказания. Ребё­нок, особенно в школьном возрасте, обязан научить­ся нести ответственность за свои поступки в том объёме, в каком это справедливо и возможно для него. Если, например, малыш умышленно повре­дил какую-то вещь, в этом случае наказание может состоять в покрытии ущерба в размере стоимости повреждённой вещи за счёт его личных карман­ных денег. Если бы у чада не оказалось возможнос­ти полностью покрыть ущерб, пусть это будет хотя бы частичное материальное возмещение.

Необходимо давать себе отчёт также в том, что дети могут вести себя неправильно и в тех случа­ях, когда не умеют связать своё плохое поведение с теми последствиями, которые из него вытекают. Иногда причина кроется в родителях, которые ведут себя неподобающим образом, пытаясь изба­вить собственных чад от ответственности. Ребё­нок должен осознавать последствия своих поступ­ков и действий. Однако механическое наказание его ничему не научит. Ребёнка можно, а иногда даже нужно отругать, но делать это надо чётко и ясно. Кроме того, делать это следует таким образом, чтобы ребёнок чувствовал, что даже ког­да его наказывают, ему желают добра и любят. Дети принимают наказание, когда понимают его справедливость, а также чувствует, что их при этом не отвергают. Только тогда наказание становится для ребёнка знаком того, что взрос­лые действительно заинтересованы его судьбой.

Хотя взволнованность, раздражительность, гнев - это естественные реакции, и хорошо знако­мы каждому человеку, тем не менее, необходимо следить за тем, чтобы не заниматься воспитатель­ным процессом, находясь под влиянием этих сильных эмоций, плохо поддающихся контролю. Родительские порицания и наказания, к которым они прибегают в состоянии взволнованности и раздражённости, обычно несоразмерны про­ступку ребёнка, и накопившийся при других обстоятельствах гнев отца или матери, внезап­но изливается на ребёнка.

«Откуда берутся такие злые дети?» Если ребёнка в семье принимают и любят, он не быва­ет злым. Он не способен к разрушительным действиям. Детская озлобленность - это собран­ная воедино ненависть взрослых, излитая на ребёнка, который не в состоянии с нею справить­ся. Там, где много напряжения, беспокойства, где нет ощущения безопасности и защищённости, дети наполняются злобой. Говорят, от сильной боли человек может сойти с ума, иногда и отверг­нутый, нелюбимый и гонимый ребёнок теряет рассудок.