15. Откуда берутся
такие злые дети?
Я -
учительница. Некоторые дети уже в первых классах школы ведут
себя совершенно невозможно. Как я должна обращаться с ними?
Знаю, что от наказания толку мало. Откуда берутся такие злые
дети?
Когда дети ведут себя «совершенно
невозможно», учитель, прежде всего, должен решить два
вопроса: разобраться в своём отношении к детям и вникнуть в их
индивидуальную ситуацию. Для начала следует проанализировать
способ ведения занятий. Если они ведутся монотонно и скучно,
если дети не вовлечены в учебный процесс, они легко утомляются
и своим поведением начинают выражать пассивное сопротивление,
протестуя против однообразия, серости и рутины. Поскольку дети
не включены в учебную деятельность, они исподтишка начинают
проводить свои собственные «занятия». Один из возможных путей
решения такой проблемы - изменить способ ведения занятий,
привлечь внимание детей и втянуть их в учебный
процесс.
Однако нередко бывает и так, что
самые лучшие дидактические методы не могут заинтересовать и
успокоить ребёнка, потому что проблема кроется в нём самом. Вот
наглядный пример. Много лет назад я преподавал Закон Божий в
начальных классах школы. Один из учеников вёл себя
действительно «совершенно невозможно», он досаждал не только
учителям, но и одноклассникам. Иногда из-за его «худо- жеств» я
не мог проводить занятия, и вынужден был выставлять мальчика из
класса. За дверью он тоже не скучал. Однажды я попросил его,
чтобы в школу пришли отец или мать. Мальчик пообещал, что
выполнит мою просьбу.
Однако родители всё не приходили,
а он без конца твердил об их занятости: то отец уехал в
командировку, то мама отправилась проведать бабушку и т.д.
Тогда я сам решил навестить его, но дома никого не оказалось.
Заметив меня, соседка пригласила к себе и рассказала о ситуации
мальчика. Отец оставил семью и ушёл к другой женщине. Мать
умерла несколькими годами раньше. У парнишки есть старший брат,
который несколько недель назад был призван в армию. Ребёнок
остался один. Выйдя от соседки, я встретил его в коридоре. Он
пригласил меня к себе. Побеседовали. Рассказал мне немного о
себе. Обещал исправиться. Однако в его поведении мало что
изменилось. Но моё отношение к нему поменялось. Я больше не
преследовал его. Теперь я знал, что положение подростка - очень
тяжёлое, и своим поведением он постоянно просит обратить на
него внимание. Я чувствовал, что мальчик очень обижен и
нуждается в такой любви, которую ему никто не был в состоянии
дать. На этом примере мы видим, каким внимательным нужно быть,
чтобы ещё больше не ранить маленького человека, когда он ведёт
себя «совершенно невозможно».
Конечно же, приведённый пример не
даёт исчерпывающего ответа на поставленный вопрос. Негативное
поведение ребёнка не всегда объясняется тем, что его обидели.
Иногда оно свидетельствует об испорченности ребёнка, который
воспитывается в обстановке вседозволенности, и это поведение
без всяких «тормозов» он переносит в обстановку школы, церкви,
двора.
Многие дети ведут себя
неправильно, подражая некоторым своим сверстникам, поведение
которых им импонирует. В классе или другой группе ровесников
иногда даже складывается своеобразная конкуренция и
соревнование по участию в скандальных историях. Чаще всего
дело доходит до таких ситуаций, когда дети чувствуют, что
учитель слаб, ничего не стоит вывести его из себя, когда он
теряется, нервничает и становится совершенно беспомощным перед
их беспардонным напором. Некоторые дети испытывают прямо-таки
непреодолимую тягу проверить, до какого предела можно
отодвинуть границу дозволенного в своём поведении. В подобной
ситуации иногда бывает достаточно установить более тесный
индивидуальный контакт с лидерами среди детей, чтобы овладеть
негативным поведением в целой группе.
«Я знаю, что от наказания толку
мало». Решительная реакция на невыносимое детское поведение
вовсе не должна означать наказания. Ребёнок, особенно в
школьном возрасте, обязан научиться нести ответственность за
свои поступки в том объёме, в каком это справедливо и возможно
для него. Если, например, малыш умышленно повредил какую-то
вещь, в этом случае наказание может состоять в покрытии ущерба
в размере стоимости повреждённой вещи за счёт его личных
карманных денег. Если бы у чада не оказалось возможности
полностью покрыть ущерб, пусть это будет хотя бы частичное
материальное возмещение.
Необходимо давать себе отчёт
также в том, что дети могут вести себя неправильно и в тех
случаях, когда не умеют связать своё плохое поведение с теми
последствиями, которые из него вытекают. Иногда причина кроется
в родителях, которые ведут себя неподобающим образом, пытаясь
избавить собственных чад от ответственности. Ребёнок должен
осознавать последствия своих поступков и действий. Однако
механическое наказание его ничему не научит. Ребёнка можно, а
иногда даже нужно отругать, но делать это надо чётко и ясно.
Кроме того, делать это следует таким образом, чтобы ребёнок
чувствовал, что даже когда его наказывают, ему желают добра и
любят. Дети принимают наказание, когда понимают его
справедливость, а также чувствует, что их при этом не
отвергают. Только тогда наказание становится для ребёнка знаком
того, что взрослые действительно заинтересованы его
судьбой.
Хотя взволнованность,
раздражительность, гнев - это естественные реакции, и хорошо
знакомы каждому человеку, тем не менее, необходимо следить за
тем, чтобы не заниматься воспитательным процессом, находясь
под влиянием этих сильных эмоций, плохо поддающихся контролю.
Родительские порицания и наказания, к которым они прибегают в
состоянии взволнованности и раздражённости, обычно несоразмерны
проступку ребёнка, и накопившийся при других обстоятельствах
гнев отца или матери, внезапно изливается на
ребёнка.
«Откуда берутся такие злые дети?»
Если ребёнка в семье принимают и любят, он не бывает злым. Он
не способен к разрушительным действиям. Детская озлобленность -
это собранная воедино ненависть взрослых, излитая на ребёнка,
который не в состоянии с нею справиться. Там, где много
напряжения, беспокойства, где нет ощущения безопасности и
защищённости, дети наполняются злобой. Говорят, от сильной боли
человек может сойти с ума, иногда и отвергнутый, нелюбимый и
гонимый ребёнок теряет рассудок.

|