9. Давайте слушать
друг друга
У меня такое
впечатление, что наши повседневные разговоры зачастую
похожи на серию монологов. Говорим, прежде всего, о себе, не
обращая особого внимания на то, о чём хотели бы сказать
другие. Если кто-то делится с нами своими проблемами, это
нередко становится поводом для того, чтобы мы начали
рассказывать о собственных хлопотах. Не успеет кто-то
закончить говорить, как мы тут же добавляем: «И у меня тоже
подобные проблемы, и я тоже когда-то был в такой же
ситуации».
Такая позиция и подобное
поведение - действительно довольно распространённое явление.
Это лишний раз свидетельствует о том, как трудно нам бывает
слушать других людей терпеливо, доброжелательно и до конца.
Однако это нас не удивляет. Давайте не будем начинать с
обвинений, как в свой адрес, так и в адрес других, а вместо
этого попробуем понять поведение как своё, так и своих
собеседников. Скоропалительно изложенные монологи,
нетерпеливое подключение к разговору, демонстрирование
собственного мнения бывает, своего рода, попрошайничеством,
выпрашиванием у своих близких хотя бы небольшой толики
доброжелательности и внимания. Таким образом, мы пытаемся
напомнить окружающим, что существуем, и это восхитительно; что
заслуживаем любви и того, чтобы нас замечали. Чем больше мы
чувствуем себя нелюбимыми, отвергнутыми, тем чаще и тем более
нетерпеливо напоминаем другим о своём существовании, излагая в
разговорах свои дела и проблемы.
Ребёнок, которого не слушает
мама, чаще всего говорит много и громко, чтобы напомнить ей о
себе. Иногда и мы ведём себя аналогично. Подобно маленьким,
невоспитанным детям мы претендуем на внимание, причём, поступая
подобным образом, не чувствуем себя слишком уж виноватыми. Так
не будем же и мы гневаться на ближних, когда они не дают нам
слова сказать, перебивают и перекрикивают, нагружают нас
своими проблемами, рассказами или шутками.
Наша нетерпеливость, когда
слушаем других, часто объясняется тем, что мы, прежде всего,
слишком заняты собой: думаем о себе, огорчаемся или радуемся
только своим делам, копаемся в собственных проблемах. Неумение
слушать возникает оттого, что в наших сердцах и умах
недостаёт места для дел близких нам людей. То, что не является
нашим, воспринимается нами как «чужое», а значит для нас мало
существенное.
Внимательное выслушивание
ближнего - это редкая добродетель и трудное искусство,
которому необходимо учиться. Оно требует, прежде всего,
отказа от самого себя. Терпеливое выслушивание того, что люди
нам излагают, является выражением открытости и щедрости. Слушая
других, мы показываем, что принимаем их. Благодаря этому у
человека появляется чувство, что ему хотят помочь, поддержать,
успокоить. Невозможно обещать другому человеку помощь в
чём-либо, если мы предварительно не сумели его
выслушать.
Выслушивание ближнего является
приглашением к возрастанию. Ибо если он рассказывает нам о
том, что для него важно, трудно, болезненно, когда он делится с
нами своими секретами, успехами, человек внутренне возрастает,
утверждается в необходимости преодоления собственных
слабостей, в потребности приложения усилий во благо. Наше
слушание созидает и укрепляет, утешает и вселяет в него
надежду.
Будучи честны перед собой, мы
должны признать, что не умеем слушать людей, потому что не
умеем слушать Бога. Молитвенное молчание перед Господом
становится самой важной школой внимательного молчания перед
ближними. Бог, прежде всего, приглашает нас к состоянию
внимательного слушания. «Слушай и исполняй все слова сии,
которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим
после тебя вовек» (Втор 12, 28), - обращается Моисей к Израилю.
В уста же псалмопевца Яхве вкладывает слова: «Слушай, народ
Мой, и Я буду свидетельствовать тебе; Израиль! о, если бы ты
послушал Меня!» (Пс 81, 9). Пророк Иеремия очень трогательно
говорит: «О, земля, земля, земля! Слушай слово Господне!» (Иер
22, 29). Когда Христа спросили, какова первая заповедь, Он
ответил: «Первая из всех заповедей: "Слушай, Израиль! Господь
Бог наш есть Господь единый..."»(Мк 12, 29).
Именно слушание Бога становится
для нас источником терпеливости и отваги, когда мы внимаем
окружающим. Мы слишком слабые, чтобы собственными силам
принимать всё то, с чем обращаются к нам люди, зачастую
утомлённые своей жизнью. Только благодаря слушанию Господа у
нас появляется достаточно сил, чтобы мы могли их выслушивать и
вверять Ему всё то, что будет нам высказано. А посему, чтобы
уметь сознательно смириться с тем, что нас перекрикивают в
обществе или компании, нам необходима огромная внутренняя
работа над собой: слушать Бога.

|