8. Как
справиться с недоброжелательностью
окружающих?
Вот уже
какое-то время я живу в атмосфере неприязненного ко мне
отношения. Вполне отдаю себе отчёт в том, что созревало это
на протяжении не одного месяца и не без моей в том вины. В
настоящее время ситуация безнадёжная: взаимная холодная
вежливость, притворная корректность, отсутствие искреннего
диалога. Мне кажется, что накопившиеся обиды слишком
велики, чтобы от них можно было бы так просто избавиться,
постепенно вытесняя их день за днём. Каждая сторона
опасается быть униженной. Дело усугубляется ещё и тем, что
моё окружение - по крайней мере, мне так кажется -
сговорилось против меня. Как выйти из этой
ситуации?
Хотя в самом вопросе уже есть
первая попытка критической оценки сложившейся ситуации, всё же
чувствуется, что человек, задавший этот вопрос, продолжает
нести бремя обиды на окружающих и, пожалуй, слишком
подозрителен в отношениях с людьми.
Поскольку проблемы нарастали
месяцами, не следует решать их молниеносно, распутывание этой
сложной ситуации может длиться довольно долго. Поэтому первый
совет: набраться терпения, прежде всего, по отношению к самому
себе, затем - по отношению к окружающим. Огромную помощь в
овладении выдержкой может принести размышление, ведущее к
распознаванию собственной вины и ответственности. Что
конкретно меня ранило? Какие слова, жесты, отношение,
поведение? При этом не следует трактовать своё окружение как
нечто монолитное, но воспринимать его, как сообщество
отдельных, конкретных людей. Утверждение типа «окружение, в
котором я живу, враждебно ко мне настроено» - это обобщение,
которое по отношению к отдельным лицам может быть маловероятным
и, вдобавок, обидным. Конечно, окружающих нас людей может
объединять общая неприязнь к какому-то одному человеку, и они
могут сговориться против кого-то конкретного, однако подобные
ситуации должны быть очень тщательно распознаны и
проанализированы. Недопустимо обосновывать свои выводы,
опираясь лишь на субъективные впечатления.
Чаще всего справиться со всеми
случаями неприязни со стороны тех, с кем нам приходится
общаться, и сразу создать более благоприятную атмосферу не
удаётся. Поэтому процесс прощения и примирения лучше всего
начать с преодоления недоброжелательности и неприязни
конкретных лиц; можно начать с тех, с которыми нам легче всего
установить контакт.
Следует подчеркнуть, что выход
навстречу другому человеку никогда не является унижением, хотя
часто сделать это бывает очень трудно. Если мы не в состоянии
решиться на откровенный и однозначный разговор для выяснения
отношений, бывает достаточно дать знать о своей
доброжелательности, желании помочь, расположенности к этому
человеку. Люди вообще-то - не каменные, и на подобные знаки и
жесты также отвечают доброжелательностью и
симпатией.
Лучше понимать себя также
помогает осознание собственной вины и чувство ответственности,
и в этом лучшем понимании себя мы должны отделять моральную
вину от определённых черт собственного характера, которые
мешают нам нормально контактировать с людьми. Каждый из нас
может высказывать мнение только о собственной вине, при этом
никто не может обвинять своих близких. Однако мы вправе
постигать их характер, привычки, поведение, жизненную позицию,
ибо знание людей в значительной степени облегчает взаимные
контакты, позволяет нам приспосабливать собственное поведение
в соответствии с их ожиданиями и желаниями.
Надо твёрдо помнить, что в
межчеловеческих отношениях любой ценой следует избегать
прицельной стрельбы по наиболее уязвимым точкам наших близких.
Если же мы будем ранить человека, касаться так называемых
слабых мест, изнутри может вырваться «демон». Хорошее знание
особенностей поведения окружающих, их реагирования даёт нам
возможность избегать случайных бестактных ситуаций во
взаимоотношениях с людьми. Если мы говорим, что можно
разбудить в человеке «демона», то, в свою очередь, можно ведь
пробудить и «ангела», обращаясь к самым сильным и наилучшим
его сторонам.
Зачастую нанесённая обида
искажает наше восприятие людей. Если близкий человек причинит
нам страдание, мы склонны преувеличить то негативное, что в нём
есть, и уменьшить всё то хорошее, что в нём имеется, поэтому
восстановление взаимных связей требует очищения нашего
видения близких. Достигается же оно путём сознательного
стремления к прощению и примирению.
Внутренний процесс прощения
должен опережать все те внешние жесты, которые сопутствуют
нашему стремлению к взаимному согласию. До тех пор, пока мы не
почувствуем, что в данной сложной ситуации созрели для того,
чтобы совершить доброе и конкретное движение, до тех пор лучше
не предпринимать каких-либо непродуманных и неупорядоченных
действий.
Существующий конфликт и
невозможность его решения, несомненно, возникает из слишком
больших взаимных ожиданий. Если они оказываются
неоправданными, люди легко удаляются друг от друга. Псалмопевец
убеждает нас: «Не спасётся царь множеством воинства; исполина
не защитит великая сила. Ненадёжен конь для спасения, не
избавит великою силою своею. Вот, око Господне над боящимися
Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасёт от
смерти, и во время голода пропитает их» (Пс 33, 16-19).
Окончательный же выход из каждой трудной ситуации - сдаться на
милость Божию, ибо только Он может исцелить нашу жизнь от
смерти и насыщать нас, когда мы жаждем, в том числе и тогда,
когда жаждем любви.

|