7. Бог хочет добрых
людей
Хотя в семье мы
настроены друг ко другу доброжелательно, всё же наши
отрицательные эмоции часто дают повод для напряжений и
недоразумений, а иногда бывают даже причиной небольших ссор.
Внешне ведём себя интеллигентно, но наша чрезмерная
впечатлительность не даёт нам возможность налаживать между
собой более глубокие связи. Что в такой ситуации я смогла бы
сделать для себя и своих близких?
Отрицательные эмоции, от которых
мы не можем освободиться, поглощают и концентрируют на себе
много человеческой энергии и сил, поэтому вопрос ставится
совершенно правильно: что можно сделать в этой ситуации для
себя и для других? Во-первых, уже само осознание собственных
эмоций и эмоций своих близких является очень важным моментом,
особенно в тех случаях, когда они касаются нас и доставляют нам
боль. Не следует относиться к ним пренебрежительно, не стоит
недооценивать или пытаться их заглушить.
Отрицательные эмоции не должны
быть источником напряжённых взаимоотношений. Высказанные и
воспринятые с пониманием и доброжелательно, они могут сблизить
людей, поэтому очень важно работать над собой, чтобы учиться
понимать свои собственные эмоции, взаимно обсуждать их. В том
числе это касается и эмоций отрицательных. Наши эмоции мы
должны озвучивать деликатно и тактично, быть чуткими, чтобы
излишней бесцеремонностью не ранить других. Слишком бурное
проявление своих чувств, особенно отрицательных, без учёта
того, какую реакцию это вызывает у окружающих, может привести к
ещё большему углублению существующего конфликта.
Родители должны обращать особое
внимание на то, как они выражают свои эмоции в присутствии
детей. Во взаимоотношениях с детьми родителям следует
соотносить свои эмоциональные реакции с возрастом детей и их
впечатлительностью. Воспитывая детей, необходимо учить их
выражать свои эмоции подобающим образом. Необходимо
разговаривать с ребёнком о его чувствах: чем ты расстроен,
почему ты грустен или почему сердишься? Что тебя так сильно
развеселило? Задавая подобные вопросы, можно развивать у
ребёнка умение высказывать свои эмоциональные состояния. Многие
дети воистину несчастны в моменты, когда в полном одиночестве
им приходится переживать довольно трудные для них ситуации и
связанные с ними болезненные эмоции.
«Мы настроены к тебе
доброжелательно», - именно такую информацию должен содержать в
себе заданный ребёнку вопрос, и это - крайне важно. Именно на
эту фундаментальную доброжелательность необходимо постоянно
опираться в повседневной жизни; выразительно - и в то же время
тактично - давать о ней знать; ценить её, поддерживать и
лелеять. Особенно это может проявляться во время различных
семейных праздников, юбилеев, событий. Предусмотренные и
подготовленные семейные встречи (общие семейные обеды,
прогулки, отдых, отпуск) могут служить превосходным поводом для
развития и поддержания положительных эмоций.
Обнаруженные, вскрытые и
выявленные неприятные чувства не опасны для семьи в том
случае, если они окажутся уравновешенными миром, согласием,
доброжелательностью, удовлетворением, радостью. Когда людей
соединяет любовь и дружба, никакие негативные эмоции не могут
угрожать их взаимоотношениям. Искусство создания прочных
семейных взаимоотношений, между прочим, кроется в высвобождении
у членов семьи положительных эмоций, в том числе и в трудных
ситуациях. Огромную помощь в этом может оказывать чувство
юмора. Отрицательные эмоции тяготеют над домом особенно тогда,
когда каждый из членов семьи относится к себе и собственным
делам слишком серьёзно, и при этом не ценит и не уважает того,
чем живут и что делают другие.
Эмоции, как положительные, так и
отрицательные, играют важную роль в человеческих
взаимоотношениях, тем не менее, они не могут быть единственной
сущностью отношений между людьми. Если мы слишком
концентрируемся на эмоциях, особенно на отрицательных, то
невольно обкрадываем себя, как в личной жизни, так и в
созидании здоровых внутрисемейных отношений, поэтому необходимо
обратить внимание и на другие важные стороны взаимоотношений:
любовь, дружбу, открытость на других, взаимопомощь, творческий
труд, молитву, духовные ценности.
Работа над совершенствованием
эмоций состоит не в том, чтобы их маскировать, скрывать, а тем
более уничтожать. Все наши эмоции, в том числе и отрицательные,
играют свою роль и имеют своё значение. Они являются своего
рода символами, ибо за ними кроется вся действительность
нашей человеческой жизни, зачастую израненной собственными
ошибками или злом от окружающих. Эта действительность
нуждается в духовном очищении. Человеческие эмоции следует
воспринимать как огромное богатство, в том числе и те, которые
вызывают сильные страдания. Они помогают нам глубже
прочувствовать сущность и смысл собственной жизни, а также
лучше понимать окружающих, которые зачастую являются ещё более
израненными и заблудшими.
Великий австрийский поэт Райнер
Мария Рильке много выстрадал в детстве из-за распада семьи, а
также от неправильного материнского воспитания. «Эта щуплая,
нервная женщина в чёрном, жаждущая от жизни неизвестно чего
<...>, игралась мною, как большой куклой. До самых
школьных лет она одевала меня, как девочку», - с болью пишет
он в своих воспоминаниях. Однако когда ему предлагали пройти
курс модного тогда психоаналитического лечения, так как это
могло бы освободить от терзающих его эмоций, он отказался от
этого предложения, заявив: «Если бы меня покинули мои демоны,
то улетели бы также и мои ангелы».
Парадоксальный факт:
прикосновение к «преисподней» наших внутренних эмоциональных
состояний позволяет нам познавать всю глубину и тайну
человеческой жизни. Трусливо убегая от отрицательных эмоций и
связанных с ними внутренних страданий, мы не сможем познать
красоты («небес») жизни. Пользуясь языком поэта, можем
сказать: чтобы наши внутренние «демоны» не уничтожили нас,
необходимо властвовать над ними. Мощные отрицательные эмоции,
с которыми мы не в состоянии справиться, становятся
разрушительной силой. Под их влиянием люди часто совершают
ужасные вещи, нанося вред себе и окружающим. Средства
массовой информации ежедневно сообщают об этом.
Наши эмоции не поддаются
внезапным изменениям под влиянием внутренних желаний. Твёрдое
решение перестать спонтанно проявлять бурные эмоции, как
правило, не приносит ощутимых результатов. Сфера наших чувств
требует огромной выдержки и внутренней свободы. Только
постепенное изменение нашей внутренней позиции и вообще
подхода к жизни приводят к тому, что нас постепенно покидают
страхи, опасения, обиды, зависть, гнев и склонность легко
обижаться на себя и весь мир. Чтобы такая перемена в нас была
возможной, крайне необходимым является наше сильное желание
подчинять свои чувства разуму. Эмоции, подчинённые духу и
разуму, хотя и впредь бывают довольно болезненными, всё же не
только перестают мешать человеку вести достойный образ жизни,
но и делают жизнь более красивой, богатой и творческой. Такое
очищение эмоций достигается путём терпеливого и кропотливого
труда.
Фёдор Достоевский вкладывает в
уста Елизаветы Прокофьевым, матери трёх дочерей, женщины
очень эмоциональной, следующие слова: «Бог ищет людей хороших
< . > Они говорят, что я чудачка, а я умею различать.
Потому сердце главное, а остальное вздор. Ум тоже нужен,
конечно... может быть, ум-то и самое
главное.<...>
Я себе не противоречу: дура с сердцем и
без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца.
Старая истина... » (Ф. М. Достоевский. Идиот. Роман.
Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск, 1980. С.
82). Чтобы мудро управлять своей жизнью, в том числе её
эмоциональной сферой, и строить добрые приятельские,
супружеские и семейные взаимоотношения, в равной степени
необходимо включать как сердце, так и разум.
Занимаясь упорядочением своих
собственных эмоций, в то же время необходимо быть очень
осторожными в оказании помощи другим в деле нормализации их
чувств. Особенно, когда речь идёт о налаживании супружеских и
семейных взаимоотношений. Мир человеческих эмоций - дело очень
деликатное, интимное. Навязывание своей помощи может быть
истолковано (и вполне справедливо) как вторжение в личную
жизнь или как попытка манипулирования. Родители помогают своим
детям правильно переживать мир эмоций не столько
непосредственным вмешательством в эту сферу и руководством ею,
сколько подавая детям пример внутренней работы над своими
собственными эмоциями. Между прочим, воспитательная
непоследовательность многих родителей проявляется также и в
том, что, позволяя себе поддаваться внезапным эмоциональным
порывам, они бранят и наказывают детей за спонтанные
проявления таких же чувств.
Как уже было сказано, работа над
собственными эмоциями необходима, но всё же не стоит уделять
ей времени и энергии больше, чем это нужно. Переживая целую
гамму отрицательных чувств, которые, несомненно, обнажают наши
человеческие слабости и недостатки, следует помнить слова
Иоанна Павла II, произнесённые им в Торонто на встрече с
молодёжью, но обращённые ко всем нам: «Мы не являемся суммой
наших слабостей и падений, а являемся суммой Отцовской любви к
нам и нашей реальной возможности быть образом Его
Сына».

|