6. Трудная братская любовь

 

Почему в общине взаимная любовь бывает очень трудной, хотя каждый из нас и веемы вместе ссылаемся на один и тот же опыт веры и любви? На наших общих встречах мы много говорим об Иисусе Христе как об источнике любви. Однако повседневная жизнь противоречит излагаемым декларациям; создаётся впечатление, что в жиз­ни верховодят взаимные обиды, неприязнь и конфликты.

 

Утверждение о том, что взаимная братская любовь является очень трудной, звучит слишком пессимистично. Правильнее было бы сказать, что она очень требовательна, и это действительно так. Однако опыт показывает, что истинная любовь возможна. Возможна она, в том числе и для нас, людей хрупких. В обращении к безграничной любви Отца, объявившейся нам в Иисусе, мы находим лекарство от всевозможных слабостей и нашего бессилия в любви.

Несмотря на то, что мы сообща исповедуем веру в Иисуса, наши бесконечные взаимные упрё­ки и обвинения в отсутствии любви не способст­вуют её возрастанию. Они лишь углубляют наши взаимные обиды и неприязнь. Если мы ими заполняем наши сердца, это не даёт возможности какому-либо возрастанию в любви. Мы никогда не построим настоящей общины и не достигнем истинной дружбы, если без конца будем требовать от своих близких любви к себе.

Что же делать, если нам кажется, что достижение взаимной любви оказывается очень трудным? Прежде всего, следовало бы тщатель­но проанализировать те конфликтные ситуации, которые сложились в отношениях с близкими. Можно поставить перед собой ряд вопросов: является ли моя оценка ситуации в общине действительно объективной? Может быть, и дру­гие оценивают её подобным образом? С кем имен­но наши взаимоотношения складываются особен­но сложно? Как давно начали нарастать пробле­мы, вызывающие напряжённые отношения? Чего именно они касаются? Какие пункты являются наиболее напряжёнными во взаимоотношениях? Каким образом удавалось решать эти проблемы ранее?

Братская любовь предъявляет высокие требо­вания. Если мы принимаем их в глубоком смире­нии и жертвенности, тогда опыт любви становится нам доступным. Если же мы длительное время - иногда на протяжении ряда лет - пренебрегаем требованиями, которые предъявляет нам любовь, тогда в нас постепенно рождается убеждение, что она невероятно трудна или даже просто не­возможна.

«Никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя» (Рим 14,7). Эти слова - фундамент братской любви. Накапливание претензий к окру­жающим и постоянное пестование жалости по отношению к себе всегда исходит из чрезмерной концентрации на потребностях собственного «я». Поэтому если живём для себя, то у нас складывает­ся впечатление, что всё и вся должно быть к на­шим услугам. Получение любви от окружающих или даже требование таковой становится выше, чем жертвование своей любви ближним, и только истинный, живой опыт веры даёт возможность преодолевать искушение жить исключительно для себя. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 15).

Это правда, что наши межчеловеческие взаимоотношения нередко переполнены всевоз­можными недоразумениями или даже глубоки­ми душевными травмами, которые мы наносим друг другу. Будучи постоянно перегруженными работой и заботами, постоянно чувствуя себя усталыми, раздражительными, нетерпеливыми, мы легко можем несправедливо осуждать окру­жающих и тем самым глубоко их ранить, разра­жаясь вспышками гнева на ближних. Обвиняя окружающих во всех своих жизненных тяготах и невзгодах, пытаемся переложить на других тот груз, который обязаны нести сами. Мы не долж­ны воспринимать подобные жизненные ситуа­ции, как препятствия в любви, скорее наоборот, считать их поводом для взаимного диалога, помо­щи, прощения, примирения. Апостол Павел советует: «Будьте друг ко другу добры, состра­дательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4, 32).

В тех случаях, когда понимаем, что стена взаимного гнева, неприязни и напряжения в нашей семье или общине вырастала на протяжении мно­гих месяцев или даже лет, мы должны быть очень терпеливыми, как по отношению к самим себе, так и по отношению к нашим ближним. Мы обязаны принять свою часть ответственности за сложившуюся ситуацию на себя, и глубоко осоз­нать, что это - грех отсутствия любви, и признаться в этом перед Богом в таинстве исповеди. Повреж­денное взаимное доверие в общине можно и нуж­но восстанавливать, но делать это следует медлен­но, терпеливо и постепенно. Без доверия и взаим­ной открытости любовь существовать не может.

Сам Иисус в Нагорной проповеди даёт нам прямое указание, как мы должны поступать, что­бы восстановить доверие: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7, 12). Это золотая середина, универсаль­ный принцип, известный в веках во всех культу­рах. Иисус цитирует его здесь и преподносит как собственный. В общине необходимо постоянно помнить: относиться к другим следует так, как нам бы хотелось, чтобы другие так относились к нам. Братская любовь, которая всегда является хруп­кой и ограниченной, требует взаимности. Прояв­ляя любовь к братьям и сёстрам, мы одновремен­но вызываем у них желание делиться с нами теми же чувствами, ибо любовь рождает любовь, прощение рождает прощение, а доверие рождает доверие. Любовь, прощение и доверие - всегда плодотворны.

Исключив претензии, обиды и взаимные упрёки, необходимо одновременно выходить на­встречу членам общины, проявлять к ним знаки внимания, доброжелательности и расположения, зная, что со временем получим то же и от них. Но если нашими жестами доброжелательности и симпатии пренебрегут, необходимо помнить, что Иисус Своей любовью, распятой на кресте, призывает нас к тому, чтобы и мы брали на себя - как крест - все те огорчения, которые доставляют нам в общине некоторые братья или сёстры: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесёт своё бремя» (Гал 6,2-5).