6. Трудная братская
любовь
Почему в общине
взаимная любовь бывает очень трудной, хотя каждый из нас и
веемы вместе ссылаемся на один и тот же опыт веры и любви?
На наших общих встречах мы много говорим об Иисусе Христе
как об источнике любви. Однако повседневная жизнь
противоречит излагаемым декларациям; создаётся впечатление,
что в жизни верховодят взаимные обиды, неприязнь и
конфликты.
Утверждение о том, что взаимная
братская любовь является очень трудной, звучит слишком
пессимистично. Правильнее было бы сказать, что она очень
требовательна, и это действительно так. Однако опыт показывает,
что истинная любовь возможна. Возможна она, в том числе и для
нас, людей хрупких. В обращении к безграничной любви Отца,
объявившейся нам в Иисусе, мы находим лекарство от всевозможных
слабостей и нашего бессилия в любви.
Несмотря на то, что мы сообща
исповедуем веру в Иисуса, наши бесконечные взаимные упрёки и
обвинения в отсутствии любви не способствуют её возрастанию.
Они лишь углубляют наши взаимные обиды и неприязнь. Если мы ими
заполняем наши сердца, это не даёт возможности какому-либо
возрастанию в любви. Мы никогда не построим настоящей общины и
не достигнем истинной дружбы, если без конца будем требовать от
своих близких любви к себе.
Что же делать, если нам кажется,
что достижение взаимной любви оказывается очень трудным? Прежде
всего, следовало бы тщательно проанализировать те конфликтные
ситуации, которые сложились в отношениях с близкими. Можно
поставить перед собой ряд вопросов: является ли моя оценка
ситуации в общине действительно объективной? Может быть, и
другие оценивают её подобным образом? С кем именно наши
взаимоотношения складываются особенно сложно? Как давно начали
нарастать проблемы, вызывающие напряжённые отношения? Чего
именно они касаются? Какие пункты являются наиболее
напряжёнными во взаимоотношениях? Каким образом удавалось
решать эти проблемы ранее?
Братская любовь предъявляет
высокие требования. Если мы принимаем их в глубоком смирении
и жертвенности, тогда опыт любви становится нам доступным. Если
же мы длительное время - иногда на протяжении ряда лет -
пренебрегаем требованиями, которые предъявляет нам любовь,
тогда в нас постепенно рождается убеждение, что она невероятно
трудна или даже просто невозможна.
«Никто из нас не живёт для себя,
и никто не умирает для себя» (Рим 14,7). Эти слова - фундамент
братской любви. Накапливание претензий к окружающим и
постоянное пестование жалости по отношению к себе всегда
исходит из чрезмерной концентрации на потребностях собственного
«я». Поэтому если живём для себя, то у нас складывается
впечатление, что всё и вся должно быть к нашим услугам.
Получение любви от окружающих или даже требование таковой
становится выше, чем жертвование своей любви ближним, и только
истинный, живой опыт веры даёт возможность преодолевать
искушение жить исключительно для себя. «А Христос за всех умер,
чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и
воскресшего» (2 Кор 5, 15).
Это правда, что наши
межчеловеческие взаимоотношения нередко переполнены
всевозможными недоразумениями или даже глубокими душевными
травмами, которые мы наносим друг другу. Будучи постоянно
перегруженными работой и заботами, постоянно чувствуя себя
усталыми, раздражительными, нетерпеливыми, мы легко можем
несправедливо осуждать окружающих и тем самым глубоко их
ранить, разражаясь вспышками гнева на ближних. Обвиняя
окружающих во всех своих жизненных тяготах и невзгодах,
пытаемся переложить на других тот груз, который обязаны нести
сами. Мы не должны воспринимать подобные жизненные ситуации,
как препятствия в любви, скорее наоборот, считать их поводом
для взаимного диалога, помощи, прощения, примирения. Апостол
Павел советует: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны,
прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4,
32).
В тех случаях, когда понимаем,
что стена взаимного гнева, неприязни и напряжения в нашей семье
или общине вырастала на протяжении многих месяцев или даже
лет, мы должны быть очень терпеливыми, как по отношению к самим
себе, так и по отношению к нашим ближним. Мы обязаны принять
свою часть ответственности за сложившуюся ситуацию на себя, и
глубоко осознать, что это - грех отсутствия любви, и
признаться в этом перед Богом в таинстве исповеди.
Поврежденное взаимное доверие в общине можно и нужно
восстанавливать, но делать это следует медленно, терпеливо и
постепенно. Без доверия и взаимной открытости любовь
существовать не может.
Сам Иисус в Нагорной проповеди
даёт нам прямое указание, как мы должны поступать, чтобы
восстановить доверие: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и
пророки» (Мф 7, 12). Это золотая середина, универсальный
принцип, известный в веках во всех культурах. Иисус цитирует
его здесь и преподносит как собственный. В общине необходимо
постоянно помнить: относиться к другим следует так, как нам бы
хотелось, чтобы другие так относились к нам. Братская любовь,
которая всегда является хрупкой и ограниченной, требует
взаимности. Проявляя любовь к братьям и сёстрам, мы
одновременно вызываем у них желание делиться с нами теми же
чувствами, ибо любовь рождает любовь, прощение рождает
прощение, а доверие рождает доверие. Любовь, прощение и доверие
- всегда плодотворны.
Исключив претензии, обиды и
взаимные упрёки, необходимо одновременно выходить навстречу
членам общины, проявлять к ним знаки внимания,
доброжелательности и расположения, зная, что со временем
получим то же и от них. Но если нашими жестами
доброжелательности и симпатии пренебрегут, необходимо помнить,
что Иисус Своей любовью, распятой на кресте, призывает нас к
тому, чтобы и мы брали на себя - как крест - все те огорчения,
которые доставляют нам в общине некоторые братья или сёстры:
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон
Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот
обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда
будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый
понесёт своё бремя» (Гал 6,2-5).

|