5. Дар
самоотречения
Иисус
приглашает нас к тому, чтобы мы отрекались от самих себя и
забывали о себе, чтобы мы могли помнить о Боге и наших
ближних. Как же мы можем это делать, если наши страхи,
человеческие потребности, бесконечные хлопоты и страсти
постоянно нас обременяют и неволят?
Для начала следовало бы уточнить
разницу между понятиями «отрекаться от себя» и «забывать о
себе», ибо второе можно считать вершиной самоотречения.
Забывать о себе возможно только благодаря внутренней свободе по
отношению к собственным страстям, потребностям, желаниям,
опасениям и страхам. Человек, который забывает о себе, по
правде говоря, осознаёт свои переживания, однако внутренняя
свобода позволяет ему преодолевать отрицательные переживания и
инстинкты, быть выше них.
Прежде всего, самоотречение
требует от нас познания, с одной стороны, наших отрицательных
инстинктов, страстей и искушений, с другой же стороны, глубины
наших духовных желаний: открытости на Бога, доверия Ему,
большей внутренней чистоты, более полного открытия на людей.
Отречение от себя нельзя понимать как разрушение в себе
чего-то, но, скорее, как преодоление в себе инстинктов слабой
человеческой натуры, тех инстинктов, которые задерживают нас
на пути к большей любви к Богу и ближнему. Прежде чем
самоотречение станет радостным и полным свободы забвения о
себе, должны пройти этапы внутренней борьбы и сражений,
поскольку всё то грешное, слабое, несовершенное, что сокрыто в
человеке, глубоко пустило в нём свои корни. Поэтому только
благодаря настойчивости и упорной внутренней борьбе мы сумеем
перейти от себялюбия к любви к Господу; от эгоцентризма - к
альтруизму; от чувственных вожделений - к духовной
жажде.
Отказ от себя также требует
выработки конкретной методики работы над собой. Опыт
показывает, что спонтанно, автоматически и без приложения
настойчивых усилий преодолеть собственные недостатки, слабости,
тем более, дурные привычки, привязанности или страсти
невозможно. Наше сердце слишком сильно срослось с ними. Чтобы
отказ от себя стал действительно реальным и результативным,
прежде всего, крайне необходимо принять твёрдое внутреннее
решение. Оно является ни чем иным, как только решением
исправиться, которое мы принимаем в нашем ежедневном испытании
совести и во время таинства покаяния.
Решающим фактором является наш
внутренний выбор. Следует уяснить себе, что это не есть выбор
борьбы со злом, это выбор Бога и Его безграничной любви.
Только принимая во внимание Господа и Его любовь, мы
действительно можем сказать «нет» нашим страстям и отречься от
фальшивых обещаний счастья, которыми нас заманивают. Однако это
не может быть однократным выбором, речь идёт о том, чтобы мы
постоянно склоняли своё сердце к Создателю и Его любви. Этот
внутренний выбор необходимо осуществлять в атмосфере
молитвенной тишины, ибо, только созерцая Всевышнего и Его
любовь, мы сможем понять, как разрушительны страсти,
порабощающие нас.
В наш выбор Господа и Его любви,
который осуществляется в молитве, повседневная жизнь может
вносить свои поправки. В молитвенном порыве мы не раз бываем
готовы ко многим отречениям лишь потому, что не отдаём себе
отчёта в том, сколь глубоко погружены в человеческие слабости.
Поверхностная, эмоциональная набожность склонна к затушёвыванию
страстей, убеждая нас в том, что их преодоление - дело не такое
уж и сложное: стоит лишь захотеть. Однако реальное преодоление
наших желаний показывает, что это борьба не на жизнь, а на
смерть; а зло, сокрытое в каждой страсти, преодолевается с
огромным трудом. Однако глубина человеческих слабостей не
является препятствием в отказе от себя, необходимы лишь упорные
и настойчивые усилия.
Надо помнить, что, стремясь к
самоотречению, мы не в состоянии своими собственными силами
добиться успеха, несмотря на самые усердные усилия и искренние
желания. Наша борьба не обязательно должна завершиться победой.
Если предмет наших сражений мы подвергаем сомнению, то
сомнительной будет и победа. Пожалуй, именно в этом кроется
причина бесплодности нашего противостояния различным
человеческим слабостям, особенно тем из них, которые носят
характер вредных привычек. Иногда человек сражается на
протяжении многих лет, и непрестанно падает. Зачастую это
происходит лишь потому, что в собственных борениях он опирается
исключительно на свои человеческие возможности. Отречение от
себя и отказ от себя - это всегда благодать, Божий дар. Если
человек отрекается от себя без благодати, то вместо того, чтобы
преодолевать собственные страсти, доводит себя до ненависти к
собственной жизни. Только благодать даёт нам возможность любить
собственную жизнь даже тогда, когда она полна всевозможных
недостатков, в том числе и физических. Вера в то, что наша
слабая и хрупкая жизнь окружена любовью Самого Господа, даёт
нам силы для внутренней борьбы.

|