20. Вызывающее
поведение
В наше время
очень популярным занятием психотерапевтов является работа с
грубым, вызывающим поведением некоторых людей. Не
представляется ли такое поведение проявлением того, что
человек поступает исключительно по собственному желанию, не
считаясь с потребностями и мнением других людей? Не
способствует ли это формированию у них
эгоизма?
Действительно, в последнее время
появилось много публикаций на тему грубого, вызывающего
поведения. Можно даже говорить о своеобразной моде на
рассуждения, касающихся этой темы. Кажется, это не что иное,
как неизбежная реакция на доминирующую в прошлом позицию
безропотного повиновения, послушания и преклонения перед
авторитетами, а также реакция на искажённое понимание смирения
перед другими. Имевшее место в прошлом послушание и
повиновение тогда было связано с обязывающей, чётко
определённой моделью семьи, общества, а также общепринятым в те
времена типом религиозного поведения. Отношения младших к
старшим, подчинённых к вышестоящим, детей к родителям нередко
было отмечено стеснением, скованностью, неуверенностью,
опасением за себя или страхом перед авторитетами. В связи с
изменениями в поведенческой модели общества, семьи,
религиозного поведения меняется также и само понятие
авторитета и послушания. В прошлом власть родителей была
связана с сильным авторитетом отца, который требовал по
отношению к себе безоговорочного послушания и подчинения. Его
авторитарная форма поведения была причиной огромной дистанции
в отношениях между родителями и детьми.
Наблюдающаяся в наше время
популярность грубых, развязных форм поведения является своего
рода расплатой за прошлое. Повсеместно произносимое «нет»
воистину стало модным. И в этом нет ничего удивительного, если
принять во внимание изменения, происшедшие в общественной,
семейной и религиозной жизни. Однако не следует рассматривать
эти явления исключительно в негативном плане. Дело в том, что
формирование всех современных авторитетов (в семье, школе,
Церкви, в политике и на производстве) происходит в условиях
повышенных к ним требований. В свою очередь это приводит к
установлению взаимоотношений более аутентичных,
характеризующихся духом правды, искренности и открытости. В
этом - положительная сторона моды на дерзкое
поведение.
В последние десятилетия во всём
мире произошли определённые изменения во взглядах на роль
Церкви и понимание послушания и исполнения постановлений
церковной власти. В «Пастырской Конституции о Церкви в
современном мире» читаем: «Собор, свидетельствуя и излагая
веру Божьего люда, соединённого Христом воедино, не смог бы
красноречивее выразить свою солидарность, уважение и любовь ко
всему человечеству, частицей которого он является, как только
путём диалога с ним по тематике <...> различных проблем.
Собор также призывает служителей Церкви исполнять свои
обязанности с отеческой заботой, с учётом личной свободы
верных, а также в духе диалога».
Во многих случаях произносимое
«нет» является просто необходимым, даже когда высказывается оно
лицу авторитетному. Конкретно речь идёт о ситуациях, когда
людьми явно манипулируют, пренебрегают или вредят им каким-либо
образом. Человек никогда не является господином другого
человека, даже когда имеет над ним власть, в том числе и власть
религиозную. Единственное, кем он является для другого человека
- это его братом: младшим или старшим, более слабым или более
сильным, беднее его или богаче. Чувство собственного
достоинства есть у всех. Когда кто-то использует любое своё
преимущество (эмоциональное, материальное, общественное,
религиозное, политическое) в корыстных интересах, активное
сопротивление его поведению является проявлением смелости и
может быть оценено, как добродетель. Ибо такая позиция суть
проявление защиты своего человеческого достоинства.
Не следует удивляться также и
тому, что в психотерапии часто говорится о грубом, вызывающем
поведении. Ибо многочисленные эмоциональные проблемы,
имеющиеся у людей оскорблённых, обиженных, униженных, возникли
в связи с тем, что в прошлом (особенно в детстве и молодости)
на протяжении многих лет ими пренебрегали и манипулировали, их
унижали, в том числе и близкие. Если в дальнейшем ими
продолжают манипулировать и использовать, такие люди не умеют
постоять за себя, не умеют говорить «нет». Понадобится много
времени, чтобы они сумели научиться распознавать свою
ситуацию, и говорить «нет», когда это необходимо.
Однако грубость не может служить
постоянной и односторонней формой защиты собственных
интересов или интересов той группы, которую данный человек
представляет. Если кто-то всем подряд и всегда говорит «нет»,
это яркое свидетельство проявления своего рода чрезмерной,
болезненной сосредоточенности на собственной свободе.
Правильно понимаемая дерзость не означает, по крайней мере,
непрестанного предъявления требований к окружающим при
одновременном игнорировании их прав. Не только дети имеют
право требовать от родителей всего того, что необходимо для их
нормального развития, но также и родители имеют право получать
от детей помощь, поддержку и понимание, разумеется,
соответственно возрасту детей и их возможностям. Дерзкое
поведение не может быть инструментом для эгоистической защиты
собственных интересов при игнорировании интересов окружающих.
Правильно понимаемая дерзость заключается не только в
удовлетворении своих собственных потребностей и желаний, но
также и в удовлетворении потребностей и желаний других
людей.

|