19. Может ли быть
оправданным обсуждение других людей?
Мы часто
говорим о других. При этом говорим не только о том, что в
них хорошего, но также и о том, что в них плохого. Всегда ли
разговоры об отрицательных чертах характера наших ближних
или об их негативном поведении является их обсуждением?
Бывают ли ситуации, когда обсуждение является
оправданным?
Зло и обиды, которые мы наносим
другому человеку, всегда исходят из сердца. Иисус говорит:
«извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы,
прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба,
коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,
гордость, безумство» (Мк 7, 21-22). Зло обсуждения и осуждения
ближнего определяется злыми, двусмысленными и нечистыми
намерениями сердечными.
Почему обсуждение считается злом
даже в тех случаях, когда черты характера или негативные
ситуации, о которых мы говорим, имеют место на самом деле?
«Злословие и клевета наносят ущерб репутации и чести ближнего.
А честь - это социальное свидетельство о человеческом
достоинстве, и каждый обладает естественным правом на честь
своего имени, на свою репутацию и уважение к себе. Итак,
злословие и клевета оскорбляют добродетели любви и
справедливости» [1].
Мотивы обсуждения обычно - очень
сложные. Злословие может возникать из неприязни к человеку, из
потребности отреагировать на нанесённую им обиду, может
являться и своего рода утончённой формой мести. Каждый случай
злословия в той или иной степени подстрекается нашей гордыней.
Человек, обсуждающий другого, становится судьёй, возвышает себя
над другими и выносит приговоры. Очень частым мотивом злословия
бывает явное или замаскированное желание унизить другого
человека. В последнее время, когда на всех уровнях очень сильно
выражено соперничество, стремление навредить конкуренту и таким
образом избавиться от него, также может быть мотивом злословия.
Предмет злословия нередко возникает из сосредоточения на любых
формах проявления зла - сосредоточения бессмысленного и
нецелесообразного.
Существуют также и другие, более
прозаичные мотивы злословия. Общаясь в семье, с соседями или
сослуживцами, мы зачастую сплетничаем о наших ближних. В этих
разговорах мы нередко испытываем какое-то внутреннее
беспокойство, проявляющееся в том, что нам трудно удержать
язык за зубами. Часто люди начинают обсуждать других лишь
потому, что им трудно удержать внутри себя какую-то
информацию, которая произвела на них впечатление. Например,
мать обсуждает своего ребёнка перед другими членами семьи или
соседями вовсе не потому, что желает ему зла либо хочет унизить
его, но делает это лишь потому, что не в состоянии удержать в
себе того беспокойства, которое вызывают у неё некоторые
особенности в поведении её дитяти.
Обсуждением и сплетнями мы даём
очень плохое свидетельство о качестве нашей духовной и
общечеловеческой жизни. Святой апостол Яков говорит: «Если кто
из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего
языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие»
(Иак 1, 26). Эти слова - довольно суровое обличение человека,
склонного с лёгкостью обсуждать своих ближних и сплетничать о
них.
Как ни странно, склонность к
обсуждению нередко бывает опасным пороком, ибо кажущимся
безобидным обсуждением можно причинить много зла. И хотя
человек чаще всего не вынашивает злых намерений, не задаётся
целью навредить кому-то, однако сообщение негативной
информации о другом зачастую становится причиной конфликтов и
ведёт к серьёзным осложнениям в отношениях между людьми. В
жизни наших ближних существуют определённые события или
обстоятельства, которые мы обязаны сохранить в тайне. Например,
не следует сообщать ребёнку информацию о
некоторых тяжёлых, неприятных событиях из прошлой жизни его
родителей. Для взрослого человека может оказаться шокирующим
сообщение о том, что его родители хотели избавиться от него
путём аборта. Существуют и такие семейные тайны, которые
следует унести с собой в могилу. Церковь предусматривает
сохранение тайны исповеди.
Однако не каждый разговор, порицающий
ближнего, является обсуждением в узком смысле этого слова.
Есть ситуации, когда - по весомым причинам - мы можем, а
иногда даже обязаны обговорить недостойное поведение другого
человека, ошибочную позицию или отрицательные черты его
характера. Поводы для этого могут быть самые разные.
Например, ради блага человека, о котором идёт речь, или
блага других людей; или с целью приумножения общественного
блага. Однако это благо не может быть воспринято
исключительно субъективными ощущениями, оно должно
определяться при участии человека, имеющего объективную
точку зрения.
Например, если на ответственную должность
принимают нового сотрудника, принято собирать сведения,
характеризующие его. Это нормально. Точно так же перед
принятием таинства священства или перед бракосочетанием
людей, лица, несущие ответственность за совершение данного
обряда, собирают информацию о кандидатах. Тот, кто
располагает сведениями о любых препятствиях, не позволяющих
признать данное таинство действительным, обязан сообщить эту
информацию соответствующим лицам. В подобных случаях
сокрытие существенной информации может быть серьёзной моральной виной.
Не являются обсуждением описание отрицательных сторон своих
ближних, когда мы говорим об этом с духовным наставником в
процессе духовного распознания в обстановке абсолютной
доверительности и при полном сохранении в тайне сообщённых
сведений.
Человек, который обсуждает
отрицательные черты характера или негативные стороны поведения
своих ближних с целью достижения большего блага, должен
внимательно прислушаться к голосу своего сердца - не кроются
ли в нём случайно иные мотивы: является ли это большее благо на
самом деле благом или это - лишь повод для злословия. В
конечном итоге, одно лишь человеческое сердце может
подсказать, является ли разговор о другом человеке (в
частности, разговор о его отрицательных сторонах) осуждением
или нет.
[1]
Катехизис
Католической Церкви. М. Культурный центр «Духовная
Библиотека», 2001. С. 573. § 2479.
|