15. Внутреннее
беспокойство, возникающее при встрече с некоторыми
людьми
Почему после
встречи с беспокойными людьми мы сами наполняемся
внутренним беспокойством?
Это важное наблюдение. Святой
Августин говорит, что каждый из нас кормит других тем, чем
живёт сам. Если человек полон внутреннего беспокойства, он
неосознанно будет передавать его окружающим: беспокойство
порождает беспокойство. Чужие опасения пробуждают в нас наши
собственные. Чаще всего это происходит
подсознательно.
Взаимное межчеловеческое общение
происходит не только на уровне сознания, но также и в
плоскости подсознания. Чем меньше человек осознаёт самого себя,
чем слабее у него развито сознание, тем большую роль в его
жизни играет подсознание. Человеческое и духовное созревание
проявляется, между прочим, в расширении поля сознания, таким
образом, ограничивается влияние подсознательной сферы на наши
реакции, мышление и деятельность.
Дабы уберечься от пробуждения
внутреннего беспокойства под воздействием беспокойства
окружающих, необходимо постоянно углублять своё самосознание,
осознание самого себя. Если мы не умеем распознавать
собственных эмоций, то нам трудно замечать эмоции других
людей, чтобы учитывать их в нашем общении с ними. Тогда мы
становимся беспомощными перед их неуправляемыми чувствами,
особенно когда они мощные и внезапные. Мы, как губка, мгновенно
впитываем в себя ту эмоциональную атмосферу, которую они
распространяют вокруг себя. Чтобы наше общение с окружающими
могло быть всё более глубоким, и осуществляться на должном
уровне, с той и другой стороны должна присутствовать
эмоциональная культура, основанная на осознанном переживании
эмоций и умелого руководства ими.
Осознание собственных чувств и
свобода перед их лицом даёт нам возможность устанавливать
реальный диалог с окружающими, диалог, который учитывает их
эмоциональную ситуацию. Недоразумения с окружающими часто
возникают по той простой причине, что мы не учитываем их
состояний и эмоциональной расположенности, но подсознательно
навязываем им свои собственные настроения и состояния. С
другой стороны, понимание того, чем живёт твой близкий,
помогает нам чувствовать свободу и дистанцию по отношению к той
эмоциональной атмосфере, которую тот создаёт вокруг себя,
автоматически подпитывая нас. Мы не обязаны пассивно принимать
чувства своих близких и приспосабливаться к их настроениям.
Необходимо помнить, что сильные отрицательные эмоции также
служат средством давления на других, и могут быть использованы
(чаще всего подсознательно) ради манипуляции
окружающими.
Многие из тех, кто не возделывает
свой внутренний мир, носят в себе залежи беспокойства,
страхов, гнева, злобы, презрения по отношению к самому себе.
Поскольку они этого не осознают, то невольно втягивают других.
К таким людям необходимо относиться с очень большим чувством
свободы, чёткого осознания себя и огромной внутренней силой,
чтобы не позволить втянуть себя в мир их чувств, переживаний и
настроений. Сталкиваясь с подобными людьми, мы оказываемся в
очень сложном положении: с одной стороны, нам должно принимать
их и относиться к ним доброжелательно, а, с другой стороны,
необходимо оградить себя от их неупорядоченных эмоций, в
которые они нас ввергают. Истинная любовь к ближнему требует,
чтобы мы делали различие между человеком и его чувствами.
Насколько мы не имеем права отвергнуть ближнего, настолько
имеем не только право, но и моральную обязанность отбросить
неупорядоченность, в которую он - осознанно или неосознанно -
пытается нас втянуть.
Человек, глубоко израненный и во
что-то внутренне вовлечённый, иногда интуитивно чувствуют тех,
у кого есть те же проблемы и, чаще всего, подсознательно
пытается воздействовать именно на них. Поэтому если кто-то
почувствует нашу ранимость и захочет её использовать, то нам
необходимо защищаться большей глубиной осознания себя,
внутренней свободой и доброжелательным отношением ко
всем.
Основное лекарство от
беспокойства (как собственного, так и чужого) - во всё
возрастающей открытости своего сердца Господу Богу и вверении
Ему всей своей жизни. Опасения за себя, тревога и беспокойство
- это не только эмоциональные реакции, но также выражение нашей
излишней заботы о себе и слабой веры в действие Творца в нашей
жизни. Иисус вопрошает Своих учеников: «Что вы так боязливы,
маловерные?» (Мф 8, 26). Псалмопевец же говорит: «Блажен муж,
боящийся Господа <...> не убоится худой молвы», потому
что «сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце
его; он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (Пс 112,
1.7-8). Люди пугают нас своими страхами и тревогами лишь
потому, что мы сами с огромным опасением относимся к жизни.
Лёгкая подверженность чужим опасениям и беспокойству должна
восприниматься нами как вы зов для нашей слабой
веры.

|