14. Я не умею
положительно относиться к людям, которые в чем-то отличаются
от меня
Как мне быть,
если я не умею принимать тех людей, которые в чём-то несхожи
со мной? Я не умею принимать их недостатков, их поведения,
их жизненных позиций. Их несходство со мной будит во мне
гнев и является источником моего несчастья.
Легко заметить, что в вопросе
сокрыта ложная предпосылка, состоящая в том, что причиной
личного несчастья может быть ближний: его несхожесть,
недостатки, его поведение, вызывающее гнев. Отвечая на этот
вопрос, следует подчеркнуть, что это - неправда. Поведение
другого человека, пусть даже самое трудное и неприятное, не
может быть причиной нашего несчастья. Основным источником
счастья или несчастья является, прежде всего, каждый сам по
себе, и его собственная жизненная позиция. Правда же состоит в
том, что пороки и недостатки наших ближних часто очень
усложняют нам жизнь, и становятся для нас бременем, иногда
очень тяжёлым. То, как мы переносим эти тяготы, и какова наша
реакция на них, в огромной степени зависит от степени нашей
личной свободы.
Если человек не умеет принимать
ближнего со всеми его недостатками, которые вызывают в нём
гнев, злобу или иные подобные реакции, то чаще всего это
свидетельствует о том, что такой человек не умеет принимать
самого себя. Чаще всего в окружающих нас раздражают и вызывают
«праведный» гнев именно те недостатки, которые присущи нам
самим; но у себя мы их не замечаем, хотя люди нам неоднократно
на них и указывают. Гневаясь на других, мы в какой-то мере
всегда гневаемся на себя. Святой Августин утверждает, что меч,
которым мы пронзаем сердце ближнего, прежде всего, пронзает
наше собственное сердце.
«Возлюби ближнего твоего, как
самого себя» (Мк 12, 31), - учит Иисус. Мы способны дать
ближнему ровно столько любви и тепла, сколько есть в нас самих.
Если же мы недовольны собой и всей своей жизнью, то лишь этим и
можем поделиться с другими. И ничем более. Но если мы достигнем
хотя бы минимального принятия себя, тогда спонтанно сможем
поделиться этим с окружающими. Принятие других исходит не от
великих решений, а из глубины сердца. Источником принятия
ближнего является милосердное и всепрощающее понимание его во
всём, в том числе и в его несходстве со мной, и с его
недостатками.

|