9.
Экспериментирование со злом
В молодости я переживал довольно продолжительный
период духовной и моральной растерянности и заблуждений, что
подтолкнуло меня на аморальное поведение в некоторых сторонах
моей жизни. Довольно сильно проявлялось оно под влиянием
окружения, в котором я жил. Сегодня я понимаю, что сознательное
экспериментирование со злом, особенно в юношеский период,
является очень опасным, и я глубоко осознаю свои грехи. Как мне
жить с этим осознанием? Что мне делать дальше?
Следует провести различие между
грехами, возникающими по причине человеческой слабости и
недостатков, о которых мы сокрушаемся и обещаем исправиться, и
грехами, совершаемыми в ситуации сознательного выбора зла и
умышленного пребывания в нём. Ссылаясь на содержащуюся в
вопросе информацию, трудно определить однозначно, идёт ли в
данном случае речь о действительно имевшем место сознательном и
свободном выборе зла. Не следовало бы проводить такую оценку
лишь на основе субъективного впечатления. Этот конкретный
случай необходимо распознать более глубоко,
например, в духовном руководстве.
Почему экспериментирование с
грехом является опасным? Потому, что человек, заключая
преднамеренный договор со злом, отдаёт ему свою душу. В повести
Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» два литератора,
которым объявляется сатана под видом заграничного гостя,
профессора магии, обнаруживают, что его левый зелёный глаз
пылает безумием, правый же глаз чёрный, мёртвый и пустой.
Это литературный синтез опасности, связанной со
злом. Более длительное пребывание в контакте со злом ведёт, с
одной стороны, к своеобразному безумию, проявляющемуся в
разнообразных формах и проявлениях, с другой же стороны - к
«чёрной», «мёртвой» и «пустой» позиции в отношении к самому
себе, окружающим и к Богу.
Многие случаи человеческого
поведения, характеризующиеся грубостью и насилием, зачастую
являются не только проявлением минутной слабости,
но становятся результатом длительного преднамеренной
договоренности со злом. Жестокое издевательство над
окружающими, особенно над членами семьи: женой (мужем), детьми,
деморализация молодёжи, сексуальные связи с детьми, вовлечение
молодых людей в наркоманию и другие подобные извращения часто
возникают не только по причине временной слабости, но они
являются проявлением контактов человека со злом на протяжении
длительного времени. Это длиться иногда в течение многих лет,
нередко уже с молодости.
Человек, погружённый во зло, не в
состоянии его заметить, разобраться в нём и признаться в нём
перед собой, Богом и близкими. Аморальное поведение он
воспринимает как нормальный образ жизни и считает это своего
рода жизненной мудростью. В своем образе жизни он не игнорирует
своих близких, религиозное воспитание, собственную совесть.
Личные удобства и личная выгода, к которой он стремится,
становятся его единственным жизненным
принципом.
Если человек замечает собственное
зло и пытается из него вырваться, это первый
признак стремления к прекращению экспериментирования со злом.
Такое желание является огромной Божьей благодатью, за которую
следует, прежде всего, поблагодарить Бога. А что делать дальше?
Первый шаг - начинать строить глубокий
фундамент духовной жизни. Ибо только ежедневный живой контакт с
Богом может стать для человека силой, чтобы порвать со злом. В
этот период очень важно внутреннее убеждение в том, что своими
собственными силами человек не способен жить, не разрушая себя
и не нанося страданий окружающим. “Никто не благ, как только
один Бог” (Мк 10, 18) и только благодаря Ему наша жизнь
может быть хорошей. Чтобы человеку жилось хорошо, необходимо
сообщество людей, которые будут его в этом поддерживать.
Христос даёт нам Церковь как общину, которая должна нам
помогать в непрерывном внутреннем обращении.
Мы живём в такой цивилизации,
которая подрывает основы этической и религиозной жизни. Многие
воспитательные учреждения и немалая часть средств массовой
информации предлагают молодёжи образ жизни, в котором
отсутствует какое-либо отношение к морали, религии или
духовности. Многие из тех, кто творит культуру, создают
провокационные произведения искусства, которые в душах молодых
людей нередко вызывают этическую дезориентацию и хаос. В такой
ситуации необходимо ясное осознание себя, более глубокое
погружение в религиозную жизнь, более тесный контакт с
конкретным церковным сообществом, а также помощь родителей,
воспитателей, духовных руководителей.
Осознавая зло, мы ни в коем
случае не должны его бояться. Как люди, ищущие Бога, мы легко
можем уберечься от него. Необходимо только сознательно и в
полной свободе говорить Богу о своей искренней жажде добра и
желании преодолеть всевозможные формы зла. Такому обращению к
Богу необходимо учить молодежь. Наши повседневные слабости,
пороки и грехи никогда не переродятся в какую-нибудь длительную
и преднамеренную форму зла, если мы будем ежедневно
признаваться в них перед собственной совестью и признавать их
перед Богом и ближними. Таинство примирения, Евхаристия,
ежедневные молитвы и испытание совести, если мы совершаем их со
всей искренностью (хотя зачастую не безупречным образом) - вот
то, что является гарантированной защитой перед злом.

|