2. Правильно сформированная совесть

 

Как определить, является моя совесть правильно сформированной? Когда можно считать, что я провожу хорошее испытание совести?

 

 

Это хорошо, если человек задаёт себе такого типа вопросы, готовясь к исповеди, - либо во время ежегодных реколлекций или в иных подобных случаях. В наше время, когда современная цивилизация имеет тенденцию размывать фундаментальные основы моральной жизни, сохранение чуткой совести требует сознательного усилия и отдачи. Творческая забота о состоянии своей совести делает её более открытой на Бога и людей. Для того, чтобы сохранять свою совесть чистой и чуткой, необходимо заботиться о ней и лелеять её. Если мы небрежно относимся к молитве и не заботимся о возрастании нашей духовной жизни, чуткость нашей совести быстро притупляется. Тогда, даже если мы считаем себя людьми религиозными, можем в своём ежедневном образе мышления и способе жизни начать руководствоваться принципами выгоды, человеческими взглядами и воспитанием, либо начать излишне заботиться о себе и своих близких.

Существенным признаком правильного формирования своей совести является её открытость и искренность перед самим собой, Богом и людьми. Человек, заботящийся о зрелости совести, не будет руководствоваться в жизни излишним беспокойством о том, что думают о нём другие. Ибо он целиком даёт себе отчёт в том, что Бог оценивает человека со всем милосердием и добротой, а мнение людей обычно относительное, а нередко очень двусмысленное. Искренность и открытость в таинстве примирения, в беседах духовного руководства, в общении с членами своей семьи, с приятелями является очень важным фактором формирования своей совести.

Другим существенным признаком правильной заботы о своей совести является внимательное распознавание своего сомнения и беспокойства, которые нередко овладевают нами. Правильно функционирующая совесть предлагает нам, чтобы мы искренне стали  перед Богом со своими будничными слабостями и ошибками. Человек с чуткой совестью позволяет, мало того - просит, чтобы Бог в Своём Божественном милосердии делал Свои замечания и наказывал. Неспокойная совесть - это приглашение к сокрушению, раскаянию, просьбе о прощении у Бога и людей, а также к тому, чтобы признаться в своих грехах перед Церковью. Если человек длительное время относится легкомысленно к своей совести, игнорирует её голос, со временем  она становится  менее чуткой.

Особенной заботой о своей совести является ежедневное испытание совести, во время которого в конце дня мы даём отчёт перед Богом о прошедшем дне. При испытании совести следует, прежде всего, прислушаться к тому, что хорошего говорит наша совесть о нас. Иисус не только ругал и бранил, но также и хвалил людей за их веру, любовь, смелость, а нередко восхищался красотой и глубиной веры некоторых лиц. “О, женщина, велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему! “ - сказал Иисус, обращаясь к ханаанской женщине (Мф 15, 28). Римского сотника Он похвалил словами: Истинно говорю вам: ни у кого в Израиле не нашёл Я такой веры” (Мф 8, 10). А за что сегодня хвалит меня моя совесть? Что хорошего «подтверждает» она в моей жизни? - это те вопросы, которые мы можем задать себе на вечерней молитве. Мы формируем свою совесть не только работой над допущенными ошибками, слабостями и грехами, но также и через включение в добрые дела.

При испытании совести от похвал переходим к анализу нашей совести в надлежащем направлении. Этому может предшествовать «просьба о благодати познания грехов» (Ду 43). Искреннее открытие на правду о своей греховности ведёт к тому, что совесть укажет нам на те наши мысли, чувства, решения и поступки, которые были неверными перед Богом и людьми.

Важным признаком правильно функционирующей совести является то, что её голос не представляется в виде мучительных и тяжких упрёков, но обычно это доброжелательное приглашение к тому, чтобы доверить свои грехи и слабости Божьему милосердию. Здоровая совесть не только осознает грех, но также наполняет человека надеждой. Вместе с испытанием совести “регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелять нас, продвигаться вперёд в жизни Духа” (ККЦ 1458). Чрезвычайно существенным способом формирования совести является верное и терпеливое размышление над Словом Божьим. Катехизис Католической Церкви утверждает: “В воспитании совести Слово Божье - свет на нашем пути; мы должны воспринимать Его в вере и молитве и соблюдать Его в жизни. И мы должны также испытывать нашу совесть, вглядываясь в Крест Господень. Нас поддерживают дары Святого Духа, нам помогают свидетельства и советы других людей; нас ведёт высочайшее учение Церкви” (ККЦ 1785).