2. Правильно
сформированная совесть
Как определить, является моя совесть правильно
сформированной? Когда можно считать, что я провожу хорошее
испытание совести?
Это хорошо, если человек задаёт
себе такого типа вопросы, готовясь к исповеди, - либо во время
ежегодных реколлекций или в иных подобных случаях. В наше
время, когда современная цивилизация имеет тенденцию размывать
фундаментальные основы моральной жизни, сохранение чуткой
совести требует сознательного усилия и отдачи. Творческая
забота о состоянии своей совести делает её более открытой на
Бога и людей. Для того, чтобы сохранять свою совесть чистой и
чуткой, необходимо заботиться о ней и лелеять её. Если мы
небрежно относимся к молитве и не заботимся о возрастании нашей
духовной жизни, чуткость нашей совести быстро
притупляется.
Тогда, даже если мы считаем себя
людьми религиозными, можем в своём ежедневном образе мышления и
способе жизни начать руководствоваться принципами выгоды,
человеческими взглядами и воспитанием, либо начать излишне
заботиться о себе и своих близких.
Существенным признаком
правильного формирования своей совести является её открытость и
искренность перед самим собой, Богом и людьми. Человек,
заботящийся о зрелости совести, не будет руководствоваться в
жизни излишним беспокойством о том, что думают о нём другие.
Ибо он целиком даёт себе отчёт в том, что Бог оценивает
человека со всем милосердием и добротой, а мнение людей обычно
относительное, а нередко очень двусмысленное. Искренность и
открытость в таинстве примирения, в беседах духовного
руководства, в общении с членами своей семьи, с приятелями
является очень важным фактором формирования своей
совести.
Другим существенным признаком
правильной заботы о своей совести является внимательное
распознавание своего сомнения и беспокойства, которые нередко
овладевают нами. Правильно функционирующая совесть предлагает
нам, чтобы мы искренне стали перед Богом со своими
будничными слабостями и ошибками. Человек с чуткой совестью
позволяет, мало того - просит, чтобы Бог в Своём Божественном
милосердии делал Свои замечания и наказывал. Неспокойная
совесть - это приглашение к сокрушению, раскаянию, просьбе о
прощении у Бога и людей, а также к тому, чтобы признаться в
своих грехах перед Церковью. Если человек длительное время
относится легкомысленно к своей совести, игнорирует её голос,
со временем она
становится менее чуткой.
Особенной заботой о своей совести
является ежедневное испытание совести, во время которого в
конце дня мы даём отчёт перед Богом о прошедшем дне. При
испытании совести следует, прежде всего, прислушаться к тому,
что хорошего говорит наша совесть о нас. Иисус не только ругал
и бранил, но также и хвалил людей за их веру, любовь, смелость,
а нередко восхищался красотой и глубиной веры некоторых лиц.
“О, женщина, велика вера твоя; да будет тебе по желанию
твоему! “ - сказал Иисус, обращаясь к ханаанской женщине
(Мф 15, 28). Римского сотника Он похвалил
словами:
“Истинно говорю вам: ни у кого
в Израиле не нашёл Я такой веры” (Мф 8, 10). А за что
сегодня хвалит меня моя совесть? Что хорошего «подтверждает»
она в моей жизни? - это те вопросы, которые мы можем задать
себе на вечерней молитве. Мы формируем свою совесть не только
работой над допущенными ошибками, слабостями и грехами, но
также и через включение в добрые дела.
При испытании совести от похвал
переходим к анализу нашей совести в надлежащем направлении.
Этому может предшествовать «просьба о благодати познания
грехов» (Ду 43). Искреннее открытие на правду о своей
греховности ведёт к тому, что совесть укажет нам на те наши
мысли, чувства, решения и поступки, которые были неверными
перед Богом и людьми.
Важным признаком правильно
функционирующей совести является то, что её голос не
представляется в виде мучительных и тяжких упрёков, но обычно
это доброжелательное приглашение к тому, чтобы доверить свои
грехи и слабости Божьему милосердию. Здоровая совесть не только
осознает грех, но также наполняет человека надеждой. Вместе с
испытанием совести “регулярная исповедь наших обыденных грехов
помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными
наклонностями, позволять Христу исцелять нас, продвигаться
вперёд в жизни Духа” (ККЦ 1458). Чрезвычайно существенным
способом формирования совести является верное и терпеливое
размышление над Словом Божьим. Катехизис Католической Церкви
утверждает: “В воспитании совести Слово Божье - свет на нашем
пути; мы должны воспринимать Его в вере и молитве и соблюдать
Его в жизни. И мы должны также испытывать нашу совесть,
вглядываясь в Крест Господень. Нас поддерживают дары Святого
Духа, нам помогают свидетельства и советы других людей; нас
ведёт высочайшее учение Церкви” (ККЦ 1785).

|