16. Исповедь и духовное руководство

 

Каким образом можно умело совмещать исповедь с духовным руководством?

 

 

Прежде, чем задать вопрос: “Каким образом умело совмещать исповедь с духовным руководством?”, следовало бы сначала поставить вопрос: Совмещать ли исповедь и духовное руководство? Не представляется бесспорным соединение этих двух практик в одну как в тех случаях, когда человек просит только об исповеди, так и в тех случаях, когда он просит лишь о духовной беседе. Совмещение священником этих двух служений будет зависеть от того, чего ожидает и чего ищет тот, кто обратился к священнику, прося его о помощи.

Можно говорить о трёх вариантах решения этого вопроса. Во-первых, можно совместить исповедь и духовное руководство, когда сам человек нам это подсказывает или даже об этом просит. Многие люди обращаются к священнику с просьбой: “Я хотел бы исповедаться, а потом ещё немного поговорить с отцом”. Другие  после  исповеди просят ещё побеседовать со священником. И хотя в своём сознании человек различает исповедь и духовное руководство, он сам чувствует необходимость их соединения.

Во-вторых, нельзя соединять исповедь с духовным руководством, если человек категорически от этого отказывается. Он пришёл к исповеди, искренне исповедал свои грехи, однако не желает беседовать о проблемах, которые он в данное время переживает. Похожая ситуация бывает и тогда, когда человек просит священника побеседовать с ним на определённую тему, но не желает входить в дела своей совести. Предложение исповеди в такой ситуации могло бы быть расценено как навязывание себя и попытка манипулирования.

В-третьих, бывают ситуации, которые требуют того, чтобы внимательно разобраться, следует ли соединить исповедь с духовным руководством. Необходимо, прежде всего, помнить, что на первом месте должны стоять интересы человека и его желание. Не следует предлагать решений, которые могли бы привести человека  в состояние замешательства. Всегда можно осторожно уточнить, чего именно этот человек ожидает от священника, к которому он обратился за помощью: исповеди, духовного руководства или того и другого. И тогда у человека остаётся осознание того, что это его свободный выбор и ничего ему не навязано.

“Каким образом можно умело совмещать исповедь и духовное руководство?”. Если кто-то просит одновременно об исповеди и духовном руководстве, тогда всю встречу можно представить как духовный диалог, в котором первенство предоставляется обратившемуся за помощью. Это он решает, о чём говорить и как долго говорить. Духовный руководитель может задавать ему дополнительные, краткие вопросы. Священнику не следует реагировать на каждую представленную ему проблему или на каждый грех, и лишь в конце - как бы для подведения итога - вернуться к самым важным делам, к тем, которые он считает нужным.

Изложение проблем в процессе встречи духовного руководства имеет обычно определённую форму, благодаря чему у человека, который просит о помощи, начинает чётко вырисовываться картина его проблемы и происходит внутреннее распознавание своего состояния. Во время встречи обе стороны - как человек, обратившийся за помощью, так и слушающий его духовный руководитель - должны осознавать, что их встреча происходит на почве веры, а также понимание того, что все их слова направлены, прежде всего, к Богу. Было бы хорошо, если бы духовный руководитель время от времени переводил их взаимный диалог в плоскость веры.

После того, как человек полностью выскажется, необходимо, чтобы духовный руководитель как-то прореагировал. Духовный руководитель в ситуации совмещения этих двух служений может в своей интерпретации соединить проблемы, переживаемые человеком, с грехами, в которых он каялся. Ведь многие проблемы, которые мы переживаем, имеют тесную связь с нашими моральными слабостями. Однако в таких случаях требуется огромная тонкость и деликатность, чтобы эти интерпретации не ранили человека. Давая человеку свои объяснения, священнику следует часто ссылаться на те слова, которые употреблял сам кающийся - скорее путём передачи их смысла, чем непосредственного повторения его слов. Исповедник и духовный руководитель должен внимательно следить за тем, чтобы его интерпретации и замечания не носили характера морального осуждения.

Из всех тех высказываний, которые излагает человек, обычно становится понятным, чего он ожидает от священника. Если же это недостаточно ясно, духовный руководитель может спросить, по какому вопросу он хотел бы услышать мнение священника. Важно, чтобы - насколько это возможно - выходить навстречу ожиданиям и желаниям человека. Встреча не принесла бы никакой пользы, если бы человек не получил того, чего он ожидает и чего ищет. Если духовный руководитель не понял до конца изложенной проблемы либо если проблема слишком сложная и представляется выше возможностей священника (а она наверняка важна, если человек с нею обратился за помощью), священник не должен этого скрывать, а тактично в этом признаться и отправить человека к более компетентному священнику. Попытка скрыть за общими фразами свою недостаточную осведомлённость ведёт к тому, что человек может почувствовать, что его не поняли или даже обманули. Ибо он обратился к священнику с конкретным вопросом, а тот высказывает ему свои замечания и даёт советы, которые расходятся с его ожиданиями. Если у духовного руководителя возникают какие-либо сомнения, он должен тактично заявить, что он не совсем уверен, что понимает данную проблему. Сама его реакция на проблему показывает, понимает ли он ее, и человек это хорошо чувствует.

Конечно же, изложенные замечания касаются обычных ситуаций, когда между духовным руководителем и обратившимся к нему человеку относительно просто складывается взаимопонимание. Однако нередко встречаются ситуации чрезвычайные, в которых найти взаимопонимание с человеком бывает довольно трудно, например, в случаях очень глубоких внутренних травм либо если человек страдает психическим заболеванием. В таких случаях духовный руководитель должен взвешивать каждое своё слово, чтобы не ранить человека. Это бывает в единичных и случайных встречах, во время исповеди или при других обстоятельствах. Никто не должен отходить от нас как от священников, чувствуя себя израненным. Может отойти, чувствуя, что его не поняли, но не должен отходить с чувством, что его ранили.