13. Кого Я
люблю, тех наказываю[1]
Как в наши дни священник может быть пророком для
верующих, если существует своего рода нетерпимость к каждому
слову критики или неодобрения? Как говорить людям о трудных
делах?
Каждый духовный пастырь является,
прежде всего, христианином. Поэтому его первостепенная
обязанность состоит в том, чтобы быть добрым, милосердным и
отзывчивым братом для всех, особенно для тех, к
которым он послан. Невозможно быть хорошим духовным
руководителем, пастырем, пророком и не стать, прежде всего,
добрым братом и приятелем. Сам Христос, который есть
единственным истинным Пророком, говорит своим ученикам, что Он
их приятель и слуга: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что
Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает,
что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что
сказал вам всё, что слышал от Отца Моего” (Ин 15, 14 – 15).
“Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли?
А Я посреди вас как служащий” (Лк 22, 27).
Прежде чем священника начнёт
волновать то, может ли он хорошо исполнять роль пророка, он
должен обеспокоиться тем, может ли он хорошо исполнять роль
брата, приятеля и слуги. Проще говоря, если священник хочет
хорошо выполнять своё служение духовного пастыря, он должен
пользоваться большим доверием людей. Священник должен завоевать
простую человеческую симпатию тех, к которым
послан: прихожан, воспитанников, учеников, исповедующихся.
Как-то во время поездки моим попутчиком оказался простой, очень
искренний человек - земледелец. Он излучал
мудрость, приобретенную на протяжении долгих
лет тяжёлого труда на земле. Больше часа он рассказывал мне о
двух священниках: о настоятеле, который уже давно умер, и о
нынешнем духовном пастыре прихода. Сначала очень хвалил
нынешнего настоятеля: его хозяйственность, мудрость,
доброжелательное отношение к людям, интерес к делам прихода,
любовь к детям и т.д. Наградил его всеми хорошими качествами,
какими только сельский труженик может наградить своего соседа,
с которым пребывает в дружеских отношениях. Всё, чем занимался
его нынешний настоятель, было проявлением мудрости,
предусмотрительности и святости. Привёл множество фактов,
свидетельствующих о симпатии прихожан и их привязанности к
своему настоятелю. В завершение, как бы для контраста, уже
более скупо замарал его предшественника, к которому не питал
уважения.
Наибольшее обвинение, которое
предъявил ему, заключалось в том, что он не считался с людьми и
не уважал их. Для меня это было наиболее поучительной лекцией о
священничестве, которую я когда-либо слышал в своей
жизни.
Пастырь живёт и работает среди
своих овечек. Поскольку они хорошо знают не только его голос,
но и его сердце, доброжелательность, любовь, они идут за ним.
Чтобы быть добрым пастырем, пророком, священником, необходимо
проявлять доброжелательность, заинтересованность, жертвенную
любовь (ср. Ин 10, 3 – 27). Люди, которые приходят в церковь,
нередко бывают унижены самой жизнью: на работе, в семье, в
учреждениях и т.п. Поэтому они ожидают от нас, своих духовных
пастырей, прежде всего уважения, доброжелательности и радушного
служения.
Мы иногда ошибочно считаем, что
основной - чуть ли не единственной - миссией пророка является
провозглашение трудных истин, критики, замечаний и явление
собою своеобразного символа сопротивления. Духовный пастырь
может быть таким символом, если предварительно он станет
символом любви, доверия, прощения и примирения. Если мы начнём
критиковать людей прежде, чем завоюем их доверие,
доброжелательность и симпатию, мы только раним их своей
критикой. Если кто-то выходит из церкви, раненный обидным
словом духовного пастыря и решает больше никогда сюда не
возвращаться, то вероятнее всего такое слово было не
пророческим, а слово человека, плохо исполняющего свои
обязанности.
И хотя современная цивилизация
действительно создаёт атмосферу нетерпимости к какому-либо виду
критики, тем не менее верующие, которые доверяют своему
духовному пастырю, смиренно принимают любые его слова, в том
числе и строгие. Люди чувствуют его любовь, уважение и
доброжелательность и могут принять его пророчества, иногда
слишком трудные и требовательные. Любовь умеет делать
замечания. В Книге “Откровение Иоанна Богослова” Свидетель
верный и истинный, Начало создания Божия велит написать к
Ангелу Лаодикийской Церкви: “Всех, кого Я люблю, тех обличаю
и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся” (Откр 3, 14.
19).
Опыт многих духовных пастырей
показывает, что людям можно многое сказать, но это должно
происходить в атмосфере доброжелательности и уважения. Каждое
замечание, которое мы, пастыри хотим кому-либо сделать, мы
обязаны, прежде всего, сами тщательно продумать. Каждое
пророческое слово, которое обращаем к другим людям, всегда
относится, прежде всего, к нам самим и призывает нас к
обращению и преображению. Прекрасный пример такой позиции даёт
нам святой Павел, который о себе говорит так: “Я бегу не
так, как на неверное; бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим,
самому не остаться недостойным” (I Кор 9,
26 – 27).
[1]
Ю. Августин «Глубоко потрясённые»,
Издательство М. Краков 2002 ст.104 – 110, 114 -
116
|