22. Два
искушения в процессе прощения и примирения
Как различить прощение, «выработанное» собой
лично, от прощения, которое является Божьей
благодатью?
Прощение и примирение - это
всегда результат гармонического сотрудничества человека с
Божьей благодатью. Божья благодать и усилия человека как две
реальности целостного процесса прощения и примирения не могут
взаимно исключиться, обойтись одна без другой или состязаться
между собой.
Однако наши ограниченные
познавательные способности, а также неумение целостно охватить
человеческую реальность нередко являются причиной того, что для
подчёркивания весомости одной стороны процесса мы пытаемся
приуменьшить значение другой. Например, чтобы подчеркнуть
усилия человека в процессе прощения и примирения,
затушёвывается или вообще не учитывается значение Божьей
благодати. Делается попытка представить её исключительно как
внешнюю поддержку того, что человек выработал самостоятельно. В
то время как истинное прощение не может быть «выработано»
человеком; но оно также не является результатом исключительно
Божьей благодати. Этих реальностей нельзя противопоставлять.
Прощение - это продукт человеческого труда, выполняемого
благодаря Божьей благодати. Уже само желание
прощения и примирения является ее великим даром.
Мы должны глубоко верить, что
каждому человеческому усилию, прилагаемому со всей искренностью
с целью прощения и примирения с ближними, всегда сопутствует
великая Божья благодать. Сопутствует она человеку
также тогда, когда он не переживает её осознанно и с
благодарностью. Святой Дух пребывает и действует также в тех
людях, которые ещё не осознают Его творческого присутствия.
Действие Святого Духа не зависит от того, осознаёт ли человек
Его присутствие в себе.
Прощение «вырабатывается»
человеком лишь тогда, когда он сознательно и
добровольно отстраняется от Бога и провозглашает свою
самостоятельность в наведении порядка со своими проблемами, в
том числе и с проблемой своей повышенной чувствительности к
наносимым обидам. Такая декларация - это обман и самого себя и
тех, с которыми человек ищет единства и мира. Если человек ещё
ничего не знает о Святом Духе, Он сам в своём Божьем смирении и
тишине действует в человеке, претворяя в жизнь все его добрые
намерения и делая результативными все его человеческие усилия.
Однако если человек уже знает Его, но отстраняется от его
Божественной силы и игнорирует Его присутствие, тогда действие
Святого Духа становится как бы ограниченным.
Однако может проявляться
искушение совершенно противоположного содержания: человек
считает, что прощение и примирение с людьми является
результатом исключительно действия Божьей благодати, а человеку
нечего особенно к этому добавлять. Многие верующие, которые
перенесли в своей жизни много страданий, охотно и во весь
голос рассказывают о своём внутреннем оздоровлении
под воздействием Святого Духа. Они часто дают свидетельства Его
действия и Его Божественной силы, подчёркивая при этом, что
благодать прощения и примирения пришла сама, без малейшего
усилия с их стороны. Но именно эта лёгкость прощения и
примирения, которую они подчёркивают, иногда выглядит очень
двусмысленно. Прощение и примирение с людьми, которые причиняли
нам много страданий, обычно стóят очень дорого. Испытываемые
нами чувства унижения и боли, связанные с процессами прощения и
примирения, являются проверкой истинности всего, целостного
процесса.
Разница между прощением,
«выработанным» самим человеком, и тем прощением, которое
достигается путём тяжёлого внутреннего труда с взыванием к
Божьей благодати, проявляется, прежде всего, в ситуациях
очередных наносимых обид, которых много в нашей жизни.
Ситуации, в которых нас в разных формах и степенях ранят,
находят нас даже тогда, когда мы изо всех сил стараемся их
избегать. Если процесс прощения и примирения, достигнутый перед
этим, был истинным, тогда очередные ситуации ранений, хотя и
будут болезненными, однако они не дестабилизируют нашей жизни.
Мы сумеем в них найти себя. В то же время, если прощение и
примирение было только своего рода иллюзией, новые наносимые
обиды будут обычно вызывать полное разрушение достигнутого до
этого равновесия. И лишь после достижения зрелого плода любви
ближнего, которое на протяжении многих месяцев или даже лет
проверяется самой жизнью, мы сможем по-настоящему распознать,
было ли наше прощение и примирение истинным или выработанное
лишь силой воли.

|