21.
Примирение с умершим человеком
Как примириться с человеком, который уже не
живёт? С одной стороны, я чувствую, что он причинил мне
страдания, с другой же стороны - я осознаю, что и сам его
обидел.
Очень больно и тяжело жить с
осознанием того, что по-человечески мы уже ничего не можем
сделать для умершего человека, который причинял нам страдания и
которого мы также обижали. Мы не можем ни просить у него
прощения, ни жертвовать ему своё прощение. Перед умершим
человеком, с которым мы при его жизни жили в конфликте, гораздо
сильнее, чем в иных ситуациях, пробуждается страх и болезненное
чувство вины. Если конфликт носил глубокий характер и
продолжался длительное время, у нас даже может развиться
склонность к обвинению себя в его смерти. Это результат
неисцелимого чувства вины перед умершим.
Примирение с умершим человеком
будет состоять, прежде всего, в том, чтобы вновь пережить
существовавший конфликт, который теперь уже является
исключительно нашей внутренней проблемой. На этот конфликт
необходимо посмотреть со всей реальностью, без страха и чувства
вины. Наше участие в нём не является ни более глубоким, ни
более выраженным из-за того, что этот человек уже не живёт, и
разрешение конфликта происходит как бы в тени смерти человека.
Было бы плохо, если бы мы чувствовали себя обвиняемыми «из
гроба». Ответственность умершего за сложившийся конфликт не
уменьшается и не увеличивается фактом смерти. Поэтому на всю
эту ситуацию необходимо посмотреть в правде и, прежде всего,
представить Богу всё, что происходит в нашем сердце. Огромной
помощью в этом может оказаться духовное руководство. Духовному
руководителю мы могли бы доверить всё то, что хотели бы
доверить умершему человеку.
Глубокая вера в таинство общения
святых даёт возможность после смерти близкого нам человека
излечивать обиды, которые наносили мы сами, а также те, которые
были причиной наших страданий, и излечивая их, строить единство
и согласие. Но, конечно же, иначе, чем это делается с живыми
людьми - после смерти близкого нам человека мы можем совершать
это лишь в духе веры в Бога, который есть Отцом для всех:
обиженных и обидчиков, виновных и невинных, страдающих и
свободных от страданий, живых и умерших.
Возмещение зла, когда одна
сторона конфликта пребывает уже у Господа, состоит, прежде
всего, в том, чтобы мы примирились с Богом и с самим собой.
Примиряясь с Богом, мы тем самым примиряемся со всеми людьми, в
том числе и с усопшими. В такой ситуации мы должны формировать
в себе вытекающую из веры уверенность в том, что умерший
человек смотрит на нашу человеческую действительность из
совершенно другой перспективы. Он первый простил нам всё и уже
давно живёт с нами в согласии, даже если мы ещё испытываем
внутреннее сопротивление. Ибо сейчас он понимает нас лучше, чем
мы понимаем себя. Понимает также бывший конфликт. Мы можем не
столько просить у него прощения, сколько просить о его
заступничестве перед Богом, чтобы и мы смогли простить и ему, и
самому себе.

|