20. Прощение
никогда не прекращается
Искренне прощая, можно ли ради доброго дела
(например, ради семейного спокойствия) избегать разговоров с
человеком, с которым я нахожусь в конфликтных отношениях? Все
предпринимаемые ранее попытки диалога оказались невозможными
либо безрезультатными, все они обычно заканчивались очередными
ссорами и недоразумениями.
Необходимо различать прощение и
взаимное примирение. Полное примирение, искренний диалог
требуют прощения с обеих сторон. Если в конфликтной ситуации
только одна сторона выходит навстречу, ища примирения, а другая
сторона замыкается в себе и изолируется, тогда полное
взаимопонимание и примирение невозможно. Однако всегда возможно
моё прощение, оказываемое близкому человеку, и моя просьба о
прощении. Необходимо верить, что этот односторонний выход
навстречу с искренним прощением со временем принесёт свои плоды
и приведёт к общему примирению и согласию.
Каждый из нас отвечает, прежде
всего, только за своё личное, внутреннее оказание прощения тем,
кто нас обидел, а также за поиски прощения у тех, которых мы
обидели. И никто из нас не несёт ответственности за решения
других людей. Если в конфликтной ситуации другая сторона не
изъявляет желания прощать и примиряться, мы не должны из-за
этого чувствовать никакой вины.
Ибо мы не в состоянии войти в сердце ближнего, чтобы принудить
его к согласию и единству. Для этого необходимо личное участие
и внутренняя свобода каждой стороны.
Прощение и примирение - это не
разовые волевые акты. Это процесс, к которому мы нередко
созреваем довольно долго, особенно тогда, когда нанесенные
обиды были глубокими и наносились на протяжении многих лет.
Бывает, что мы приняли решение простить и просить о прощении,
но чувство страха, вины, обиды, внутреннего гнева могут всё ещё
таиться на дне наших сердец. В такой ситуации, несмотря на наше
огромное желание простить, мы можем всё ещё вести себя как
обиженные, например, обижаться на своих близких. Хотя на самом
деле мы не хотим так реагировать. Несмотря на такие чувства,
следовало бы всё же стремиться к встрече и общей беседе. Но не
следует в этой беседе касаться проблемы обиды. Можем говорить о
всяких мелочах текущей жизни. Чтобы начать говорить об обидах,
необходимо подготовить почву для такого диалога.
Попытка избегать общения «ради
семейного спокойствия» может быть путём наименьшего
сопротивления, признаком замыкания в себе, эгоизма, скрытой
где-то в глубине неприязни к ближнему либо подсознательным
наказанием своего обидчика. Если мы решились на прощение и
примирение, то очень важно, чтобы при помощи слов и жестов
выходить навстречу ближнему. Попытка заговорить, поздороваться,
жесты симпатии и доброжелательности являются выраженным
неформальным признаком желания простить и примириться.
Внутренняя настроенность на прощение и связанная с нею молитва
приведут к тому, что наша позиция проявится через неосознанные
реакции в поведении: в улыбке, взгляде, жестах. Прощение,
которое произошло в сердце, становится заметным по выражению
лица.
Однако вторая сторона конфликта
ещё может быть не готова к принятию прощения. Ей может
понадобиться больше времени, чем нам, например, из-за более
глубокой внутренней раны. У каждого из нас своё время для
созревания к прощению и примирению. И это необходимо учитывать.
Истинное прощение, которое стремится к примирению, обязывает
нас жертвовать своему ближнему время и терпеливо выжидать
решения его сердца. Единство и согласие не могут быть
вынужденными. Они должны быть даром, приносимым в свободе и в
обилии.
Истинное прощение не сникает от
первых неудачных попыток установления диалога. Прощение похоже
на любовь, о которой пишет святой Павел в Первом послании к
Коринфянам: оно терпеливое, доброжелательное, (…) “не
завидует, не превозносится, не гордится, не является
бесстыдством, не ищет своего, не раздражается, не мыслит
зла, не радуется неправде, (…). Всё покрывает, всему верит,
всего надеется, всё переносит. (…) Никогда не перестаёт”
(I
Кор 13, 4 – 8).
Позиция прощения помогает нам
ожидать другого человека с верой и доброжелательностью даже
тогда, когда он вначале отвергает желание единства и согласия.
Согласиться с фактом, что другая сторона не является готовой к
принятию прощения - это крест. Однако прощение требует согласия
на то, чтобы носить бремя друг друга (ср. Гал 6, 2). Ведь Иисус
первый простил нам, “когда мы были ещё грешниками” (Рим
5, 8), это означает - когда мы ещё не были готовы, подобно
нашим обидчикам, принять Его дар прощения. Господь приглашает
нас сейчас, чтобы и мы так же поступали с «должниками нашими».
Заповедь любви к неприятелям призывает прощать тех, которые
настроены к нам неприязненно или даже враждебно и пока не
желают с нами примириться.

|