16. Как
лечить повышенную обидчивость?
Как излечиться от повышенной обидчивости,
которая иногда приобретает невероятные размеры? Знаю, что она
наносит удар, прежде всего, по мне самому и является
губительной для моего внутреннего состояния. Можно ли раз и
навсегда избавиться от повышенной чувствительности к наносимым
обидам?
От своих прочных жизненных
позиций и внутренних предрасположений, какими бы они ни были,
невозможно избавиться, но можно заниматься их упорядочением,
оздоровлением, очищением. Все наши внутренние наклонности и
позиции, в том числе и негативные, являются - в определённом
смысле - нашим богатством. Будучи очищенными и оздоровленными,
они становятся местом лучшего понимания себя и окружающих. Они
также становятся местом большей открытости на Бога.
От повышенной чувствительности к
наносимым обидам также невозможно избавиться раз и навсегда, но
можно заниматься её оздоровлением. Чтобы иметь возможность
заняться этим, необходимо, прежде всего, принять свою
повышенную ранимость. Согласие на принятие себя со своей
склонностью к обидчивости является очень непростым делом, хотя
бы потому, что эта склонность значительно осложняет нашу
собственную жизнь, а также сказывается на взаимоотношениях с
окружающими. Повышенная ранимость нередко является источником
глубокого страдания для нас самих и наших близких.
Несмотря на это, она может стать
для нас шансом при условии, что мы перестроим своё внутреннее к
ней отношение и займёмся её лечением. Если мы сможем оздоровить
нашу повышенную ранимость, мы сможем стать более отзывчивыми и
открытыми на потребности, желания и проблемы других людей. Зато
попытка подавления в себе склонности к повышенной ранимости
является ничем иным как попыткой искоренения в себе основ
человеческой утончённости и чувствительности.
Насильственное вытеснение из себя повышенной
ранимости путём выработки жёсткого отношения к себе и
окружающим могло бы стать причиной многих психических травм,
наносимых как самому себе, так и своим близким. В нашей
психической деятельности невозможно ничего уничтожить.
Вытеснение в подсознание нашей повышенной ранимости обычно
ведёт к развитию состояния постоянного напряжения и утомления.
И тогда человек становится ещё более ранимым, хотя теперь уже
меньше это осознаёт.
“Моя повышенная обидчивость
приобретает иногда невероятные размеры”. Нередко нам кажется,
что наши недостатки (в данном случае - наша повышенная
ранимость) достигают «невероятных размеров». Обычно это
несколько преувеличено. Чем больше мы недовольны собой, тем
мучительнее мы будем переживать собственные слабости и
недостатки. Чтобы держаться на определённой дистанции от своей
склонности к повышенной обидчивости и надлежащим образом её
оценивать, необходимо о ней смело и открыто говорить в диалоге
духовного руководства или во время какого-либо
психотерапевтического диалога. Преувеличение собственных
недостатков и наклонностей не оказывает помощи в избавлении от
них. И хотя иногда они бывают действительно довольно
мучительными, однако чаще всего они лишь служат доказательством
обычной человеческой убогости и хрупкости, в том числе и
хрупкости в области чувств. Когда мы рассматриваем наши
недостатки в контексте всей нашей жизни, они выглядят менее
грозными. Кроме того, если мы сумеем говорить о них смело и
открыто, пытаясь их принять, то в этом уже будет половина
победы над ними. Однако на вторую половину победы
нередко приходится долго и терпеливо ждать.
Отождествление себя с собственными недостатками является
серьёзным препятствием в борьбе с ними. Необходимо чётко
проводить различие между собой и своими недостатками.
Открытие истоков повышенной
чувствительности поможет при ее оздоровлении. Повышенная
ранимость не является врождённой чертой характера. Она
приобретается в семейной среде, в общении со сверстниками, в
школьном окружении. При этом решающую роль играет способ
отношения родителей к ребёнку. Ранимые люди нередко переносили
в своей жизни очень много страданий. Они имеют множество ран и
поэтому живут в постоянном опасении, чтобы им ещё раз не
причинили боль. Они охраняют свои ранимые места, поскольку
боятся новых страданий.
И хотя они вполне обоснованно
избегают новых страданий, всё же стремление избегать их не
должно превращаться в важнейшую цель жизни. Страдание само по
себе является злом, с которым необходимо бороться. Однако
земная жизнь человека так устроена, что многих страданий не
удаётся избежать. А те из них, которые сваливаются на нас не по
нашей вине, становятся для нас вызовом.
Оздоровление склонности к
повышенной ранимости является определённым внутренним
процессом. Прежде всего, эту склонность необходимо в себе
открыть, выговорить её перед Богом и людьми; затем нужно её
признать, чтобы постепенно учиться с нею жить, при этом не
уступая её проявлениям.
Ранимый человек легко переносит
на других людей свою склонность к обидчивости. Где-то глубоко в
нём дремлет опасение перед тем, что его могут обидеть, и это
опасение он с лёгкостью приписывает другим людям. Подозревает
окружающих в том, что и они опасаются того же, чего он сам
боится, а именно - что и они боятся быть обиженными и
израненными.
Ранимые люди даже самому Богу
приписывают опасения перед тем, что они и Его могут обидеть.
Они считают, что из-за человеческих грехов Господь Бог легко
обижается, а именно, Он «чувствует себя» обиженным тем, что
люди не соблюдают Его повелений и запретов. Бога невозможно
обидеть на уровне чувств, подобно тому, как это происходит в
межчеловеческих отношениях. Находиться на дистанции к своей
склонности к повышенной ранимости означает, между прочим,
«ловить себя» на ней и не переносить её на других.
Если человек поддаётся
собственной склонности к повышенной ранимости, и при этом он
осознаёт источники этой ранимости, необходимо очень внимательно
следить за тем, чтобы в нём не зарождалось чувство вины, гнева
или недовольства собой. Не следует также постоянно снова и
снова удивляться собственной ранимости. В её преодолении очень
важным является признать её не только перед самим собой, но
также и перед близкими, особенно в тех ситуациях, когда она
отчётливо себя проявляет.
Повышенная ранимость человека
является его крестом. Поэтому в минуты страдания и боли
необходимо вверять Господу Богу всю свою жизнь такой, какой она
является. Оздоровление склонности к обидчивости требует времени
и выдержки. Раны человека заживают с течением времени. Чем
глубже раны, тем больше времени требуется на их
излечение.

|