15. Страдания и обиды - как с
нимижить?
Поскольку нанесенные мне обиды глубоко проникают
в моё сердце и отдаются в нём болью, мне иногда кажется, что
они являются самым главным источником всех моих страданий.
Часто я испытываю такое чувство, что если бы мне как-то
удавалось их избегать, моя жизнь была бы удачной и счастливой.
Права ли я?
Чувство обиды бывает не только
из-за страданий, которые причиняют нам близкие люди. Страдания
нередко бывают результатом наших собственных поступков или как
следствие нашего неправильного образа жизни. Если мы не
работаем осознанно над собой, то с течением времени мы теряем
контроль над тем, как течёт наша жизнь, а в результате она
расклеивается и трещит по всем швам. Если человек не управляет
активно своей жизнью, она со временем становится хаотичной, а
это рождает многочисленные страдания. К сожалению, мы все
приходим на этот свет с печатью первородного греха и именно
поэтому нам необходимо работать над тем, чтобы жизнь не
представилась нам как полоса непрерывных терзаний и не была
бы для нас каторгой.
Когда мы чувствуем себя
несчастливыми и израненными, необходимо разобраться, являются
ли наши ощущения верными. Ибо многие человеческие страдания
берут начало в наших ошибках, заблуждениях или объясняются
нашими грехами. Случается, что за страдание мы ошибочно
принимаем досадные последствия собственных безрассудных
поступков. Не всё то, что доставляет нам боль, является
следствием чьих-то злых намерений, направленных против нас.
Обидой, нанесенной нам, мы можем назвать только то зло, которое
причиняет близкий нам человек сознательно и, пусть даже
частично, но добровольно.
Там, где нет осознания
причинённого зла, или если отсутствует какой-либо признак
добровольности, там трудно говорить - в узком смысле - о
нанесении обиды. Если маленький ребёнок ведёт себя нехорошо по
отношению к матери, мы не говорим, что он наносит ей обиду,
поскольку в данном случае ребёнок не осознаёт своих поступков,
а также здесь отсутствует элемент добровольности. Точно так же
нельзя считать, что муж причиняет жене зло, если он ошибочно
делает что-то не так и этим огорчает жену. Нередко мы умножаем
свои личные страдания и терзания, необоснованно усматривая зло
и обиды там, где их нет.
“Господи, всё, что Ты сделал с
нами, сделал по истинному суду. Ибо согрешили мы и заповедей
Твоих не соблюдали, но дай нам славу Имени Твоему и сотвори с
нами по множеству милости Твоей” (Входной антифон двадцать
шестого воскресенья рядового). Так молились евреи, выгнанные из
Земли Обетованной, которые осознали, что их судьба скитальцев
является следствием грехов, которые совершали как они
сами, так и их отцы (ср. Дан 3,31 и далее).
Результатом нашего неправильного поведения является страдание.
Этот зов евреев к Яхве мог бы стать и нашей личной молитвой во
многих случаях наших мучений и страданий. Если человек
пренебрежительно относится к Богу и не соблюдает Его заповедей,
он переживает очень тяжёлые испытания.
Одним из значительных источников
страданий в нашей жизни бывают так называемые удары судьбы.
Природные катаклизмы, роковые стечения обстоятельств,
ненадёжность техники, безвинные ошибки людей и вытекающие из
них последствия часто являются причиной больших человеческих
страданий. На такие ситуации мы практически не имеем никакого
влияния, и мы не можем в них никого обвинять. Их допускает
Господь Бог и это является Его тайной. Очень трудно связывать
это с Божьей добротой и Его любовью к человеку. Однако следует
помнить, что эти несчастные случаи бывают также испытанием веры
и поводом для её очищения.
Помимо страданий, причиной
которых являемся мы сами, а также выше описанные, связанные с
ударами судьбы, многие из человеческих страданий являются
следствием чужих ошибок и грехов. И именно они нас ранят.
Однако часто мы чувствуем себя несчастными не столько из-за
причинённой нам боли, сколько из-за того, что мы неправильно её
воспринимаем. Зло тогда нас разрушает, когда мы на нём
фиксируемся. Принятие тяжёлых ударов в духе веры и надежды на
Бога способствует тому, что страдание не воспринимается как
несчастье. Страдающий человек может быть счастливым человеком.
Об этом свидетельствует отношение к страданию многих святых,
мистиков и людей, целиком доверяющих Богу. Они испытывали или
испытывают радость и счастье, несмотря на обилие человеческого
страдания и боли.
Каждое зло, с которым мы
сталкиваемся, является нравственным заданием, которое Бог
ставит перед нами. И оно тем больше, чем сильнее боль,
причинённая нам обидой. Принимая Божьи требования, вытекающие
из переносимого нами страдания, мы не воспринимаем
боль как собственное несчастье. И только
обида, на которую мы реагируем бунтом против Бога и людей,
становится источником человеческого несчастья. Александр
Солженицын в книге „Архипелаг ГУЛАГ”, вспоминая кошмар
следствия, проводимого в тюрьме на Лубянке, которое,
несомненно, было огромным злом и несправедливостью, размышляет
о том, чтó может спасти человека, находящегося в такой ужасной
ситуации: „Чтó надо, чтобы быть сильнее следователя и всего
этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою
оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь
окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не
вернусь никогда. Я обречён на гибель - сейчас или несколько
позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у
меня больше нет. Близкие умерли для меня - и я для них умер.
Тело моё с сегодняшнего дня для меня - бесполезное, чужое тело.
Только дух мой и моя совесть остаются для меня дóроги и важны.
И перед таким арестантом - дрогнет следствие! Только тот
победит, кто от всего отрёкся!”

|