11. Когда
можно открыто говорить окружающим о некоторых
вещах?
Когда можно открыто говорить окружающим о
некоторых вещах? Можно ли ценой нанесения кому-то психической
травмы указать на необходимость поступать надлежащим образом
либо запретить делать что-то плохое?
Чтобы иметь возможность ответить
на данный вопрос, необходимо уточнить, существует ли
эмоциональная связь между этими людьми, а также какова их
взаимная зависимость и взаимные обязанности. Потому что
взаимные обязанности зависят от той связи, в которой эти люди
находятся. Одни обязанности будут у людей в семейной и
супружеской жизни и совершенно иные - в среде производственной,
общинной либо товарищеской. Многие межчеловеческие
недоразумения и конфликты происходят именно из-за того, что мы
не учитываем и не уважаем тех обязанностей и отношений, которые
вытекают из самого характера данной, конкретной
связи.
Причиной конфликтов нередко
бывает смешение понятий о межличностных отношениях и
свойственных им обязанностей. А поэтому когда у нас появляется
желание сказать кому-то “ открыто о некоторых вещах", мы,
прежде всего, должны учесть наши обязанности перед этим
человеком. Например, родители обязаны открыто говорить своим
детям необходимые вещи; начальник обязан открыто делать
замечания своим подчинённым, когда в этом возникает
необходимость. В каждой ситуации требуется большая тактичность,
деликатность, уважение человеческого достоинства и
свободы.
Когда у нас возникает
необходимость откровенно сказать своему ближнему о чём-то, мы
обязаны хорошо взвесить степень его впечатлительности и его
желание слушать сообщаемую ему информацию. Будет ли он в
состоянии её принять? Не спровоцирует ли конфликтную ситуацию
сделанное ему критическое замечание? Ибо если он не желает
принимать наших замечаний, тогда наша критика может вызвать ещё
большее напряжение в наших взаимоотношениях.
Однако бывают ситуации, когда
возникает необходимость говорить “открыто некоторые вещи”, без
учёта субординации. В таких случаях высказывание носит характер
представления “свидетельства собственной совести”. Такие
свидетельства довольно ответственны, они должны быть тщательно
взвешены и продуманы, к голосу своей совести следует
прислушаться в глубокой молитве. Помимо личной уверенности в
своей правоте, следует посоветоваться с опытным лицом,
например, с духовным руководителем. Субъективная внутренняя
потребность критиковать других нередко может носить
двусмысленный характер. Поэтому крайне необходимым является
объективное распознание. Чем важнее дело, по поводу которого
необходимо кому-то делать замечания, тем глубже, полнее,
тщательнее и объективнее оно должно быть предварительно
проанализировано. Прежде чем мы будем кого-либо критиковать, мы
должны внимательно прислушаться к голосу своей совести, дабы
это не было попыткой перебросить на кого-то свои собственные
негативные эмоции, в частности - недовольство собой.
Для того, чтобы иметь возможность
делать кому-либо замечания, кого-то критиковать, наказывать,
приказывать, запрещать и т.п., человек должен обладать большой
внутренней свободой как по отношению к себе и своим чувствам,
так и по отношению к окружающим. Если намерение “сказать
кому-то правду в глаза” вызвано нашим возмущением, гневом,
злостью, беспокойством, в таких случаях следовало бы
воздержаться от своего намерения или же хотя бы выждать, пока
улягутся наши бурные эмоции. Критикуя кого-либо или делая ему
замечание, необходимо руководствоваться доброжелательностью,
желанием помочь ему, духовно поддержать, показать своё
понимание его состояния. Если человек чувствует наше
расположение к нему, нашу доброжелательность и понимание, он
будет в состоянии принять иногда даже очень неприятные
слова.
Однако речь идёт не о том, чтобы
словесно уверять человека в хорошем к нему отношении, а об
атмосфере и климате доброжелательности и поддержки. Слова типа:
“Говорю тебе это ради твоего же блага” чаще всего являются
попыткой оправдать свои двусмысленные мотивировки, которыми
человек руководствуется на самом деле. Доброжелательность и
благосклонность должны вписываться в поведение человека,
делающего замечание; в тот способ, как он это делает; в
интонации его голоса, употребляемые словесные формулировки и
т.п. В случае, если во всём нашем способе существования
отсутствует доброжелательность к людям и принятие их, тогда
любые попытки оправдывать свою склонность критиковать других
являются ничем иным, как маскировкой постоянного недовольства
собой, перебрасываемого на окружающих.
Каждую конкретную ситуацию
следует рассматривать отдельно. Каждое замечание и критика
требует рассудительности, интуиции и деликатности. Каждая
“правда” о человеке должна
содержать в себе любовь к нему.

|