7. Неудовлетворение
молитвой
Я постоянно недоволен своей молитвой. И ничего
не умею с этим поделать. Из-за чего это может быть?
Неудовлетворение молитвой может
иметь разные источники, а поэтому имеет различное значение. С
одной стороны, это может быть творческая неудовлетворённость,
которая подталкивает нас к большей жертвенности и усиленному
труду; с другой же стороны - источником этого недовольства
может быть позиция человека, стремящегося во всём к
совершенству, а это ведёт к постоянному разочарованию и
сомнениям в том, имеют ли смысл собственные усилия.
В случаях творческой
неудовлетворённости молитвой критическое отношение к своему
недовольству сочетается с доверием Богу, а также с
положительным отношением к собственной молитве и ко всей своей
жизни. И хотя случается, что мы осознаём, что молимся слабо,
однако во время молитвы мы испытываем желание пребывать в
Божьем присутствии и поисках Его воли. Творческое недовольство
молитвой не заслоняет того, что имеется в ней доброго,
искреннего и прекрасного. Творческое беспокойство не рождает
состояния разочарования и сопротивления молитве. В его основе
лежит скорее внутренний механизм, который толкает человека к
большей внутренней мобилизации.
Недовольство же молитвой, которое
возникает из стремления человека быть во всём совершенным, не
позволяет человеку распознать свою молитву во всей правде. Он
не в состоянии прочувствовать ни её слабости, ни её сильных
сторон. Поэтому такой человек часто бывает как бы раздираем
изнутри. То он находится в состоянии некритического
самодовольства собой, то он погружается в уныние, разочарование
и неверие в свои возможности. Терзает его также чувство
бессмысленности собственных духовных усилий. Стремление к
совершенству ведёт к тому, что человек ожидает от себя какой-то
идеальной молитвы, в которой не было бы ни малейшей
рассеянности и трудностей. Если не удаётся достичь такого
состояния, тогда легко возникает неверие в собственные
возможности и своеобразный комплекс неполноценности в отношении
молитвы. Чувства, возникающие при этом, носят характер
выражений: «Я не в состоянии молиться», «Не знаю, хорошая ли
моя молитва», «Не думаю, чтобы моя молитва нравилась Богу»,
«Другие молятся лучше» и т.п. Как только в молитве такого
человека появляется какое-то затруднение, у него сразу же
развивается внутреннее разочарование. Постоянные сомнения в
ценности молитвы обычно влекут за собой желание избегать
её.
Если нас часто преследует чувство
неудовлетворённости своей молитвой и мы сами ничего не можем с
этим поделать, тогда совершенно очевидно, что источник этого
кроется в наших собственных нереальных и завышенных ожиданиях
по отношению к самому себе. Подобную ситуацию следует
подвергнуть глубокому распознанию. Частые состояния
разочарования молитвой обычно ведут к тому, что человек
начинает пренебрегать молитвой, а затем даже полностью
перестаёт молиться.
Ещё одним довольно частым
источником неудовлетворённости молитвой может быть
поверхностная духовная жизнь. „Знаю твои дела: ты ни
холоден, ни горяч; о, если бы был холоден или горяч! Но как ты
тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст
Моих” (Откр 3, 15 – 16). Посредством чувства внутренней
неудовлетворённости Господь Бог может тем самым обратить наше
внимание и пригласить к более глубокой внутренней связи с Ним.
Трудно испытывать удовлетворение молитвой, если сердце человека
разрывается между Богом и мамоной.
К недовольству молитвой следует
относиться не как к препятствию, но скорее как воззванию, чтобы
её всё больше очищать. Чтобы наши ежедневные встречи с Богом
были истинными, они должны подвергаться непрерывному духовному
распознаванию и внутреннему обращению.

|