5. Молитва, изменяющая
жизнь
Несмотря на мою искреннюю молитву, я не в
состоянии справляться со своими трудными житейскими ситуациями.
Каким образом моя ежедневная молитва может изменять мою жизнь:
предупреждать конфликты с окружающими и мою эмоциональную
неустойчивость?
Не существует какого-то
механического применения молитвы для нормального
функционирования в повседневной жизни. Утверждение о том, что
молитва всегда даёт внутренний покой и помогает продуктивнее
действовать, является не совсем верным. Молитва с таким же
успехом может вносить в нашу жизнь творческое беспокойство и
вызывать беспорядок. Особенно это проявляется в межчеловеческих
взаимоотношениях. В некоторых ситуациях молитва может вести к
взаимному согласию и любви; в иных же - может стать причиной
конфликтов и недоразумений. Сам Иисус предупреждает учеников о
том, что безоговорочное следование за Ним может стать
источником различных семейных проблем: „Пятеро в одном доме
станут разделяться: трое против двух, а двое против трёх; отец
будет против сына, а сын против отца; мать против дочери, а
дочь против матери; свекровь против невестки своей, а невестка
против свекрови своей” (Лк 12, 52 – 53).
Нельзя подходить к молитве
слишком заинтересованно и относиться к ней как к своеобразному
инструменту. Фундаментальным заданием молитвы не является
упорядочение нашего хаотического эмоционального реагирования,
успокоение наших страхов и достижение большего согласия во
взаимоотношения с окружающими. Молитва, прежде всего, должна
вести к сыновней связи с Богом как Отцом и быть средством
вверения Ему всей нашей жизни. Каждая молитва (личная,
литургическая, общинная) должна вести к Богу. Только в Боге,
Которому мы вверяем себя в молитве, происходит изменение нашей
жизни.
Если мы молимся исключительно с
той целью, чтобы изменить в своей жизни то, чем мы недовольны,
или с тем, чтобы убрать то, что мешает нам лучше
функционировать - такая молитва может закончиться недовольством
и неудовлетворённостью. Упорядочение наших эмоциональных
реакций, стремление жить в согласии с окружающими,
гармоническая деятельность - всё это мы получаем как
«дополнение». Самый же существенный дар - это любовь Бога. Сам
Иисус указывает нам иерархию благодатей, которыми Он жаждет
одаривать нас. Когда Пётр спрашивает Учителя: „ Вот, мы
оставили всё и последовали за Тобою; чтó же будет нам?”,
Иисус отвечает: „В новом бытии, когда сядет Сын Человеческий
на престоле славы Своей, сядете и вы, последовавшие за Мною, на
двенадцати престолах (…). И далее добавляет: „Всякий,
кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать,
или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто
крат и наследует жизнь вечную” (Мф 19, 27 – 29). Сначала
Иисус обещает жизнь вечную и только на втором месте - обилие
земных благ.
Молитва не столько улучшает нашу
повседневную деятельность и человеческое удовлетворение жизнью,
сколько ведёт нас к принятию жизни из рук Господа с полным
доверием Богу. Даже тогда, когда наши отношения с окружающими
довольно трудные, даже тогда, когда мы не в состоянии совладать
со своими эмоциями - даже тогда человеческая жизнь имеет
глубокий смысл. Недостатки в нашей повседневной деятельности не
доказывают, по крайней мере, бессмысленности молитвы и жизни.
Молитва влияет на изменение жизни человека, но обычно
происходит это очень медленно, на протяжении нескольких лет.
Однако для этого крайне необходимы большие усилия и внутренняя
работа. Наша жизнь становится упорядоченной постепенно. Поэтому
если ежедневно дают о себе знать наши слабости и недостатки, мы
должны воспринимать их как воззвание к борьбе и усилиям. И хотя
это неприятно и тягостно, но они постоянно напоминают нам о
главной цели нашей молитвы: поиски Бога и Его любви. Как
прекрасно сказано в Псалмах 17, 8; 36, 8; 63, 8 - только в тени
крыл Господних мы можем почувствовать себя настолько сильными,
чтобы - с Его помощью - преодолевать наши слабости. Если мы
поддаёмся недовольству собой из-за вновь и вновь повторяющихся
падений и слабостей, это может вызывать у нас искушение более
«активной» работы над собой. Но эти «активные» усилия лишают
человека сна, однако остаются безрезультатными, поскольку в них
отсутствует доверие Богу (ср. Лк 5, 5). Господь дарует
спокойный сон людям порочным и слабым, если они вверяют себя
Ему.
Если наши неупорядоченные,
незрелые или конфликтные отношения с окружающими нами
переносятся болезненно - это добрый знак. Ибо это
свидетельствует о том, что человеческие слабости мы
воспринимаем серьёзно. Но мы совершаем большую ошибку, если эту
боль мы пытаемся сразу же утолить, а в будущем любой ценой
избегать её. Святой Павел даёт прекрасное свидетельство
смиренного принятия своей «таинственной слабости», с которой он
пытался бороться, но Господь ему эту слабость оставил, дабы им
не овладела гордыня из-за получаемых многочисленных благодатей.
„Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано
мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не
превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его
от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати
Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо
охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне
сила Христова” (2 Кор 12, 7 – 9). Это данное Павлу «жало
в плоть» доставляло Павлу боль. Но благодаря Господней
благодати не вызывало у него сетования и озлоблённости. Скорее
оно было для Павла постоянным болезненным знаком принадлежности
к Богу.

|