5. Молитва, изменяющая жизнь

 

Несмотря на мою искреннюю молитву, я не в состоянии справляться со своими трудными житейскими ситуациями. Каким образом моя ежедневная молитва может изменять мою жизнь: предупреждать конфликты с окружающими и мою эмоциональную неустойчивость?

 

Не существует какого-то механического применения молитвы для нормального функционирования в повседневной жизни. Утверждение о том, что молитва всегда даёт внутренний покой и помогает продуктивнее действовать, является не совсем верным. Молитва с таким же успехом может вносить в нашу жизнь творческое беспокойство и вызывать беспорядок. Особенно это проявляется в межчеловеческих взаимоотношениях. В некоторых ситуациях молитва может вести к взаимному согласию и любви; в иных же - может стать причиной конфликтов и недоразумений. Сам Иисус предупреждает учеников о том, что безоговорочное следование за Ним может стать источником различных семейных проблем: „Пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, а двое против трёх; отец будет против сына, а сын против отца; мать против дочери, а дочь против матери; свекровь против невестки своей, а невестка против свекрови своей” (Лк 12, 52 – 53).

Нельзя подходить к молитве слишком заинтересованно и относиться к ней как к своеобразному инструменту. Фундаментальным заданием молитвы не является упорядочение нашего хаотического эмоционального реагирования, успокоение наших страхов и достижение большего согласия во взаимоотношения с окружающими. Молитва, прежде всего, должна вести к сыновней связи с Богом как Отцом и быть средством вверения Ему всей нашей жизни. Каждая молитва (личная, литургическая, общинная) должна вести к Богу. Только в Боге, Которому мы вверяем себя в молитве, происходит изменение нашей жизни.

Если мы молимся исключительно с той целью, чтобы изменить в своей жизни то, чем мы недовольны, или с тем, чтобы убрать то, что мешает нам лучше функционировать - такая молитва может закончиться недовольством и неудовлетворённостью. Упорядочение наших эмоциональных реакций, стремление жить в согласии с окружающими, гармоническая деятельность - всё это мы получаем как «дополнение». Самый же существенный дар - это любовь Бога. Сам Иисус указывает нам иерархию благодатей, которыми Он жаждет одаривать нас. Когда Пётр спрашивает Учителя: „ Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; чтó же будет нам?”, Иисус отвечает: „В новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы, последовавшие за Мною, на двенадцати престолах (…). И далее добавляет: „Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф 19, 27 – 29). Сначала Иисус обещает жизнь вечную и только на втором месте - обилие земных благ.

Молитва не столько улучшает нашу повседневную деятельность и человеческое удовлетворение жизнью, сколько ведёт нас к принятию жизни из рук Господа с полным доверием Богу. Даже тогда, когда наши отношения с окружающими довольно трудные, даже тогда, когда мы не в состоянии совладать со своими эмоциями - даже тогда человеческая жизнь имеет глубокий смысл. Недостатки в нашей повседневной деятельности не доказывают, по крайней мере, бессмысленности молитвы и жизни. Молитва влияет на изменение жизни человека, но обычно происходит это очень медленно, на протяжении нескольких лет. Однако для этого крайне необходимы большие усилия и внутренняя работа. Наша жизнь становится упорядоченной постепенно. Поэтому если ежедневно дают о себе знать наши слабости и недостатки, мы должны воспринимать их как воззвание к борьбе и усилиям. И хотя это неприятно и тягостно, но они постоянно напоминают нам о главной цели нашей молитвы: поиски Бога и Его любви. Как прекрасно сказано в Псалмах 17, 8; 36, 8; 63, 8 - только в тени крыл Господних мы можем почувствовать себя настолько сильными, чтобы - с Его помощью - преодолевать наши слабости. Если мы поддаёмся недовольству собой из-за вновь и вновь повторяющихся падений и слабостей, это может вызывать у нас искушение более «активной» работы над собой. Но эти «активные» усилия лишают человека сна, однако остаются безрезультатными, поскольку в них отсутствует доверие Богу (ср. Лк 5, 5). Господь дарует спокойный сон людям порочным и слабым, если они вверяют себя Ему.

Если наши неупорядоченные, незрелые или конфликтные отношения с окружающими нами переносятся болезненно - это добрый знак. Ибо это свидетельствует о том, что человеческие слабости мы воспринимаем серьёзно. Но мы совершаем большую ошибку, если эту боль мы пытаемся сразу же утолить, а в будущем любой ценой избегать её. Святой Павел даёт прекрасное свидетельство смиренного принятия своей «таинственной слабости», с которой он пытался бороться, но Господь ему эту слабость оставил, дабы им не овладела гордыня из-за получаемых многочисленных благодатей. „Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова” (2 Кор 12, 7 – 9). Это данное Павлу «жало в плоть» доставляло Павлу боль. Но благодаря Господней благодати не вызывало у него сетования и озлоблённости. Скорее оно было для Павла постоянным болезненным знаком принадлежности к Богу.