4. Моя молитва кажется мне пустой

 

Что делать, если, несмотря на горячие молитвы и настойчивые просьбы, Господь как бы подводит нас в наших ожиданиях? Моя молитва кажется мне пустой.

 

Хорошо, что в данном вопросе употреблены слова: «как бы» и «мне кажется». Ибо испытание разочарования на молитве - это исключительно наше субъективное ощущение. Господь никогда нас не подводит. А подводят нас наши чувства, а также собственные ощущения и ожидания. Когда нам кажется, что Господь нас разочаровал или даже обманул, то, прежде всего, мы должны спросить у себя, чего именно мы ожидали от Него, от молитвы или от духовной жизни вообще. С какими желаниями и чувствами мы входили в молитву?

Причиной разочарования молитвой чаще всего бывают связанные с ней необоснованные ожидания. Например, если мы надеемся, что молитва станет для нас источником чувственного удовлетворения, эстетических переживаний, хорошего настроения - в таких и тому подобных случаях мы часто будем обвинять Бога в том, что Он «подвёл» нас. Мало того, если нам кажется, что молитва чуть ли не механически разрешит наши трудные житейские проблемы, в таких случаях мы также можем почувствовать, что молитва не оправдала наших надежд, и мы оказались обманутыми.

Примером особы, разочарованной беседой с Иисусом, может быть человек, который обратился к Нему с просьбой – молитвой о разрешении его спора с братом: „Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: «Кто поставил Меня судить или делить вас?”. Иисус не только не принял сторону потерпевшего, но в контексте его просьбы произнёс предостережение, касающееся жадности: „Смотрите, берегитесь любостяжания” (Лк 12, 13 - 15). Таким способом Иисус хотел направить его на открытие главной мотивировки, которой тот руководствовался в своей просьбе. А была это именно жадность. Иисус хотел дать ему понять, что, подобно тому, как брат из жадности отнял у него часть наследства, так же и он, побуждаемый жадностью, старается теперь отнять её у брата. Иисус не выполнил желания потерпевшего. Ибо Он не выслушивает молитв, через которые человек хотел бы использовать Бога в своих человеческих целях, потребностях и желаниях.

Богатый молодой человек, спрашивающий у Иисуса, что именно он должен сделать, чтобы добиться совершенства, мог также почувствовать себя разочарованным и обманутым, когда услышал трудные для себя слова: „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. И приходи и следуй за Мною” (Мф 19, 21). Ибо Иисус предложил ему делать то, что противоречило его чувствам и человеческим привязанностям. Иисус разочаровал его, поскольку не пошёл по пути его желаний и ожиданий. А стремился молодой человек к своим материальным богатствам приобщить ещё и богатства духовные.

Вступая на путь молитвы, необходимо распознавать наши человеческие и духовные стремления. Святой Игнатий предлагает, чтобы перед каждой молитвой мы „испрашивали благодати у Господа Бога нашего, дабы все наши намерения, действия и поступки направлялись единственно и исключительно ко служению Его Божественному Величеству и к Его восхвалению” (Ду 46). Это просьба о чистоте намерений в нашей молитве.

Молитва не может быть способом манипулирования Богом, попыткой предложения Ему идти нашими человеческими путями. Молитва должна быть местом поиска и принятия Его любви и Его воли. Чувство разочарования на молитве всегда обязано быть для нас поводом для очищения мотивировки, которой мы руководствуемся на молитве, а также для очищения самой молитвы. Если нас беспокоит то, что наша молитва кажется нам пустой, это также должно вести нас к поискам более глубокого образа Бога, с Которым мы посредством молитвы пытаемся завязать диалог. Только опыт Бога, наполненного безусловной любовью, может изменить наши ощущения и впечатления, связанные с молитвой.