4. Моя молитва кажется мне
пустой
Что делать, если, несмотря на горячие молитвы и
настойчивые просьбы, Господь как бы подводит нас в наших
ожиданиях? Моя молитва кажется мне пустой.
Хорошо, что в данном вопросе
употреблены слова: «как бы» и «мне кажется». Ибо испытание
разочарования на молитве - это исключительно наше субъективное
ощущение. Господь никогда нас не подводит. А подводят нас наши
чувства, а также собственные ощущения и ожидания. Когда нам
кажется, что Господь нас разочаровал или даже обманул, то,
прежде всего, мы должны спросить у себя, чего именно мы ожидали
от Него, от молитвы или от духовной жизни вообще. С какими
желаниями и чувствами мы входили в молитву?
Причиной разочарования молитвой
чаще всего бывают связанные с ней необоснованные ожидания.
Например, если мы надеемся, что молитва станет для нас
источником чувственного удовлетворения, эстетических
переживаний, хорошего настроения - в таких и тому подобных
случаях мы часто будем обвинять Бога в том, что Он «подвёл»
нас. Мало того, если нам кажется, что молитва чуть ли не
механически разрешит наши трудные житейские проблемы, в таких
случаях мы также можем почувствовать, что молитва не оправдала
наших надежд, и мы оказались обманутыми.
Примером особы, разочарованной
беседой с Иисусом, может быть человек, который обратился к Нему
с просьбой – молитвой о разрешении его спора с братом:
„Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною
наследство. Он же сказал человеку тому: «Кто поставил Меня
судить или делить вас?”. Иисус не только не принял сторону
потерпевшего, но в контексте его просьбы произнёс
предостережение, касающееся жадности: „Смотрите, берегитесь
любостяжания” (Лк 12, 13 - 15). Таким способом Иисус хотел
направить его на открытие главной мотивировки, которой тот
руководствовался в своей просьбе. А была это именно жадность.
Иисус хотел дать ему понять, что, подобно тому, как брат из
жадности отнял у него часть наследства, так же и он,
побуждаемый жадностью, старается теперь отнять её у брата.
Иисус не выполнил желания потерпевшего. Ибо Он не выслушивает
молитв, через которые человек хотел бы использовать Бога в
своих человеческих целях, потребностях и желаниях.
Богатый молодой человек,
спрашивающий у Иисуса, что именно он должен сделать, чтобы
добиться совершенства, мог также почувствовать себя
разочарованным и обманутым, когда услышал трудные для себя
слова: „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение
твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. И
приходи и следуй за Мною” (Мф 19, 21). Ибо Иисус предложил
ему делать то, что противоречило его чувствам и человеческим
привязанностям. Иисус разочаровал его, поскольку не пошёл по
пути его желаний и ожиданий. А стремился молодой человек к
своим материальным богатствам приобщить ещё и богатства
духовные.
Вступая на путь молитвы,
необходимо распознавать наши человеческие и духовные
стремления. Святой Игнатий предлагает, чтобы перед каждой
молитвой мы „испрашивали благодати у Господа Бога нашего,
дабы все наши намерения, действия и поступки направлялись
единственно и исключительно ко служению Его Божественному
Величеству и к Его восхвалению” (Ду 46). Это просьба о
чистоте намерений в нашей молитве.
Молитва не может быть способом
манипулирования Богом, попыткой предложения Ему идти нашими
человеческими путями. Молитва должна быть местом поиска и
принятия Его любви и Его воли. Чувство разочарования на молитве
всегда обязано быть для нас поводом для очищения мотивировки,
которой мы руководствуемся на молитве, а также для очищения
самой молитвы. Если нас беспокоит то, что наша молитва кажется
нам пустой, это также должно вести нас к поискам более
глубокого образа Бога, с Которым мы посредством молитвы
пытаемся завязать диалог. Только опыт Бога, наполненного
безусловной любовью, может изменить наши ощущения и
впечатления, связанные с молитвой.

|