2. Хорошо ли я
молюсь?
Как я могу проверить, хорошо ли я
молюсь?
Подлинность нашей молитвы мы
можем распознать, пользуясь различными критериями. Несомненно,
самые важные из них - это плоды любви ближнего в повседневной
жизни, позиция смирения перед Богом и людьми, испытание
внутреннего покоя и умиротворения, распознание в духовном
руководстве.
Результаты повседневной жизни,
особенно взаимоотношения с ближними - вот первые и
основополагающие критерии подлинности нашей молитвы. Если наше
сердце всё сильнее тянется к Богу через молитву, то тем самым
оно будет меняться также и в отношениях с людьми. Ведь у
каждого человека лишь одно сердце, и этим сердцем мы общаемся
как с Богом, так и с людьми.
Если мы желаем возрастать на пути
молитвы, то в минуты сомнений, неуверенности или какой-то
внутренней растерянности необходимо прибегать к помощи лиц
более опытных в молитве, например, к духовному руководителю.
Духовный руководитель может распознать истинность наших
молитвенных усилий и стараний. Чем усиленнее наши духовные
старания и желания, тем большей становится потребность помощи
со стороны лица, опытного в духовных делах.
Большую роль в распознании
молитвы может сыграть также участие в какой-нибудь духовной
общине, которых становится всё больше в жизни наших приходов.
Сообща делясь своими внутренними переживаниями, давая взаимно
свидетельства, члены общины могут во многом помогать друг другу
в объективном подходе к своей повседневной молитве.
Очередным важным критерием
истинности нашей молитвы является испытание внутреннего покоя и
мира. „Когда Бог на первом месте, тогда всё остальное на своих
местах” (св. Августин). Молитва - это тот особый духовный опыт,
путём которого мы ставим Бога на первое место в нашей жизни.
Благодаря настоящей молитве, мы становимся смиренными,
отважными, более уверенными в себе, меньше концентрируемся на
себе и своих опасениях. Именно молитва наполняет нас внутренней
уверенностью в том, что наш небесный Отец хорошо знает, в чём
мы нуждаемся (ср Мф 6, 8).
Опыт умиротворения и покоя - это
также плод голоса совести, который не только осуждает нас за
нашу неверность, падения и невнимательность в молитве, но также
хвалит нас за усилия и труды, которые мы предпринимаем на пути
молитвы.
Однако нам не следует излишне
беспокоиться по поводу подлинности нашей молитвы. Ибо она
всегда будет убогой, хрупкой и ограниченной. Чаще всего она
будет подобна беспомощному лепету ребёнка, который, с одной
стороны, чувствует, что перед Отцом объясняется непонятно и
хаотически, но с другой стороны - постоянно неуверен в том,
понимает ли он на самом деле то, о чём говорит ему любящий его
Отец. Наша молитва может очищаться лишь тогда, когда она будет
постоянно развиваться. Мы должны очень стараться, чтобы не
пренебрегать молитвой или, тем более, не переставать молиться
только потому, что нам самим она не нравится.

|