19. Если ты принесёшь дар твой
к жертвеннику
Что делать, чтобы мои обиды на ближних не влияли
отрицательно на мою молитву?
Автор вопроса обоснованно
обращает внимание на то, что наши повседневные контакты с
окружающими влияют на молитву - отношения с Богом. В поисках
ответа, как нивелировать это влияние, не следует отделять
затруднений во взаимоотношениях с людьми от трудностей во
встречах с Богом. Человек тем самым разумом постигает Бога и
своего ближнего, тем самым сердцем любит Творца и творения, ту
самую душу открывает перед небесным Отцом и своим братом. Чаще
всего трудные взаимоотношения с близкими показывают внутренние
порабощения, которые становятся препятствием в каждой
личностной связи - как с Богом, так и с людьми. А поэтому
сложных взаимоотношений с другим человеком не следует
расценивать исключительно как препятствие в молитве, но скорее
как призыв к перемене собственного сердца, которое ещё не
способно любить бескорыстной любовью. В таких ситуациях крайне
необходимо глубокое осознание того, что попытка замкнуться в
себе, уйти от людей будет одновременно уходом от
Бога.
Людям, которые не примирились с
ближними, а хотят жертвовать свои дары Богу, Иисус говорит:
„Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь
дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом
твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф 5, 23 – 24).
Открытость на запутанные межчеловеческие отношения становится в
определённом смысле критерием нашей открытости на Бога. У
Евагрия Понтийского (IV в.)
читаем: „Если желаешь молиться как должно, не ввергай в печаль
душу. Иначе - всуе подвизаешься. Памятозлобие затемняет
владычествующее начало души молящегося и омрачает молитвы его.
Накапливающие в себе огорчения и памятозлобие подобны тем
[людям], которые черпают воду и льют её в продырявленную
бочку”. Так образно Отец Пустыни указывает бесплодность молитвы
человека, затаившего в себе неприязненное или даже враждебное
отношение к ближнему.
Осознавая наши конфликтные
отношения с окружающими, мы должны внимательно следить за тем,
чтобы неупорядоченные мысли и чувства к другим людям не стали
«содержанием», наполняющим наши беседы с Богом. Если мы
поддаёмся чувствам обиды, неприязни и злобы, это может так
заслепить наш разум и сердце, что они могут утратить
способность воспринимать Божье слово. Если мы хотим быть на
молитве действительно порядочными перед Богом и людьми, мы
должны внутренне очищаться от чувств обиды и неприязненного
отношения к окружающим так, чтобы они перестали владеть нашими
мыслями и чувствами.
Если во время молитвы мы в своём
сердце и мыслях спонтанно возвращаемся к сложным
взаимоотношениям с нашими братьями и сёстрами, мы не должны
воспринимать это как «ненужную рассеянность», которую любой
ценой необходимо искоренить, но это следует воспринимать как
приглашение к внутреннему очищению. Это очищение станет
источником щедрости и сделает возможным нашу большую открытость
на Бога и людей. „Если желаешь достохвально молиться, - учит
Евагрий Понтийский, - отвергайся себя каждый час и, претерпевая
многочисленные и суровые испытания, любомудрствуй о молитве.
Какие бы тяготы ты ни претерпел, подвизаясь в любомудрии, плод
его обнаружишь во время молитвы”.
Однако многократный опыт
показывает, что недостаточно одного лишь того, чтобы мы желали
или даже решительного вверяли Богу наши конфликты и сложные
отношения с людьми. Ибо нередко случается так, что помимо
нашего желания к нам возвращаются чувства обиды, гнева,
неприязни, недоброжелательности или даже жажда мести. Сердце,
израненное чувством обиды, а также мысли, отравленные
нанесённым оскорблением, зачастую оказываются сильнее принятых
нами постановлений. Взывание к Божьему милосердию и Его
благодатям часто кажется нам безрезультатным. Однако в таких
состояниях необходимо смиренно признать всю глубину обиды,
гнева, неприязни или жажду мести, и осознать свою
«беспомощность» перед Богом. Кроме того, в таких состояниях мы
не должны, ссылаясь на собственную «сильную волю», принимать
решения, перерастающие нас в данное время. Прощение и желание
примирения родятся спонтанно как результат открытия Божьего
милосердия. Несмотря ни на что, мы должны вознестись выше
собственных чувств и довериться Божьей благодати и собственному
сердцу, созданному по образу и подобию Творца. Ибо оно, хотя
временно преисполнено горечи из-за нанесенной обиды, всё же
стремится по своей глубочайшей сути к сочувствию, состраданию,
прощению и примирению.

|