19. Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику

 

Что делать, чтобы мои обиды на ближних не влияли отрицательно на мою молитву?

 

Автор вопроса обоснованно обращает внимание на то, что наши повседневные контакты с окружающими влияют на молитву - отношения с Богом. В поисках ответа, как нивелировать это влияние, не следует отделять затруднений во взаимоотношениях с людьми от трудностей во встречах с Богом. Человек тем самым разумом постигает Бога и своего ближнего, тем самым сердцем любит Творца и творения, ту самую душу открывает перед небесным Отцом и своим братом. Чаще всего трудные взаимоотношения с близкими показывают внутренние порабощения, которые становятся препятствием в каждой личностной связи - как с Богом, так и с людьми. А поэтому сложных взаимоотношений с другим человеком не следует расценивать исключительно как препятствие в молитве, но скорее как призыв к перемене собственного сердца, которое ещё не способно любить бескорыстной любовью. В таких ситуациях крайне необходимо глубокое осознание того, что попытка замкнуться в себе, уйти от людей будет одновременно уходом от Бога.

Людям, которые не примирились с ближними, а хотят жертвовать свои дары Богу, Иисус говорит: „Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф 5, 23 – 24). Открытость на запутанные межчеловеческие отношения становится в определённом смысле критерием нашей открытости на Бога. У Евагрия Понтийского (IV в.) читаем: „Если желаешь молиться как должно, не ввергай в печаль душу. Иначе - всуе подвизаешься. Памятозлобие затемняет владычествующее начало души молящегося и омрачает молитвы его. Накапливающие в себе огорчения и памятозлобие подобны тем [людям], которые черпают воду и льют её в продырявленную бочку”. Так образно Отец Пустыни указывает бесплодность молитвы человека, затаившего в себе неприязненное или даже враждебное отношение к ближнему.

Осознавая наши конфликтные отношения с окружающими, мы должны внимательно следить за тем, чтобы неупорядоченные мысли и чувства к другим людям не стали «содержанием», наполняющим наши беседы с Богом. Если мы поддаёмся чувствам обиды, неприязни и злобы, это может так заслепить наш разум и сердце, что они могут утратить способность воспринимать Божье слово. Если мы хотим быть на молитве действительно порядочными перед Богом и людьми, мы должны внутренне очищаться от чувств обиды и неприязненного отношения к окружающим так, чтобы они перестали владеть нашими мыслями и чувствами.

Если во время молитвы мы в своём сердце и мыслях спонтанно возвращаемся к сложным взаимоотношениям с нашими братьями и сёстрами, мы не должны воспринимать это как «ненужную рассеянность», которую любой ценой необходимо искоренить, но это следует воспринимать как приглашение к внутреннему очищению. Это очищение станет источником щедрости и сделает возможным нашу большую открытость на Бога и людей. „Если желаешь достохвально молиться, - учит Евагрий Понтийский, - отвергайся себя каждый час и, претерпевая многочисленные и суровые испытания, любомудрствуй о молитве. Какие бы тяготы ты ни претерпел, подвизаясь в любомудрии, плод его обнаружишь во время молитвы”.

Однако многократный опыт показывает, что недостаточно одного лишь того, чтобы мы желали или даже решительного вверяли Богу наши конфликты и сложные отношения с людьми. Ибо нередко случается так, что помимо нашего желания к нам возвращаются чувства обиды, гнева, неприязни, недоброжелательности или даже жажда мести. Сердце, израненное чувством обиды, а также мысли, отравленные нанесённым оскорблением, зачастую оказываются сильнее принятых нами постановлений. Взывание к Божьему милосердию и Его благодатям часто кажется нам безрезультатным. Однако в таких состояниях необходимо смиренно признать всю глубину обиды, гнева, неприязни или жажду мести, и осознать свою «беспомощность» перед Богом. Кроме того, в таких состояниях мы не должны, ссылаясь на собственную «сильную волю», принимать решения, перерастающие нас в данное время. Прощение и желание примирения родятся спонтанно как результат открытия Божьего милосердия. Несмотря ни на что, мы должны вознестись выше собственных чувств и довериться Божьей благодати и собственному сердцу, созданному по образу и подобию Творца. Ибо оно, хотя временно преисполнено горечи из-за нанесенной обиды, всё же стремится по своей глубочайшей сути к сочувствию, состраданию, прощению и примирению.