18. Нечистые мысли во время
молитвы
Иногда на молитве у меня появляются нечистые
мысли. Я совершенно не умею с ними справиться. Что я должен
делать в таких состояниях?
Нечистые мысли, появляющиеся в
виде навязчивостей, служат проявлением страха перед
сексуальными делами. Часто они свидетельствуют об отсутствии
адекватного принятия сексуальной сферы и отношения к ней как к
чему-то запретному и нечистому. Человек с навязчивыми
сексуальными мыслями обычно балансирует между двумя
крайностями: патологическим сексуальным любопытством, которое
провоцирует нежеланные мысли и напряжение, и между страхом
перед сексуальностью как таковой. Всё это приводит к тому, что
естественные чувства и реакции в этой сфере воспринимаются как
плохие и нечистые сами по себе.
Если на молитве приходят нечистые
мысли, не нужно этого факта драматизировать, а также не надо
этому удивляться. Это естественное проявление травмированной
сексуальности, полное страхов, опасений и нездорового
любопытства. Такие нечистые мысли необходимо принимать
совершенно спокойно, но одновременно воспринимать их как
воззвание к разрешению существующей проблемы собственной
неупорядоченной сексуальности.
Если мысли и сексуальные чувства
на молитве появляются часто и они слишком назойливы, хорошо
было бы обсудить эту тему в диалоге духовного руководства. Уже
само обсуждение такой рассеянности в беседе с исповедником или
духовным руководителем приводит к тому, что их влияние на наше
реагирование значительно ослабевает. Озвучивание проблемы перед
человеком рождает потребность высказать её перед Богом и
вверения Ему всей своей жизни вместе со всеми слабостями и
недостатками. И именно тот факт, что мы отдаём свою жизнь
Господу Богу такой, какова она есть, становится глубочайшим
источником внутреннего очищения.
Неуместная борьба с некоторыми
сексуальными чувствами, сочетающимися со страхами, может
привести к навязчивостям, а это зачастую бывает большим
препятствием в жизни молитвы, а также в межличностных
взаимоотношениях. „Преувеличение опасностей лёгких возрастных
отклонений (в сексуальной сфере) может привести к невозможности
их устранения, а также к развитию осложнений в форме навязчивых
состояний” (Конгрегация по делам католического воспитания).
Искренность перед Богом и перед самим собой, хорошее и
доброжелательное проведение духовного руководства, компетентная
информация о сексуальной сфере - всё это может помочь (нередко
довольно легко) преодолеть трудности такого типа.
Эти и другие навязчивые мысли и
чувства на молитве иногда бывают для некоторых людей тяжким
крестом. Вот какой совет даёт этим людям Карл Ранер, великий
теолог, иезуит: „Тот, кто живёт под тяжестью назойливых мыслей
и влечений, не достигнет, возможно, хорошего результата, прося
в своей молитве об освобождении от искушения. Ибо в результате
его внимание будет ещё больше фиксироваться на переплетении
этих влечений и мыслей. В таких случаях молитвой должна быть
безмятежная уверенность, свободное от уныния спокойствие, и в
таком состоянии духа человек должен возноситься над призраками
ночных химер к свободному свету Бога, к своей работе,
мужественно переключаться на упорядочение дневных дел, которые
ему встретятся. (…) Эта тактика духовной борьбы состоит в
полном вверении себя Богу”.
Если во время молитвы кого-то
терзают навязчивые образы, было бы хорошо - если только это
представляется возможным - прервать молитву, выйти из
помещения, подышать свежим воздухом, присмотреться к окружающей
природе, минутку с кем-нибудь побеседовать. Это может помочь
оторваться от собственных назойливых мыслей. Чаще всего именно
таким образом можно избежать концентрации на себе и сексуальной
сфере. В таких ситуациях необходимо также прибегать к простому,
естественному решению: заняться каким-то другим интересным
делом, встретиться с кем-нибудь, пойти на прогулку и т.п. Часто
только таким образом человек, преследуемый навязчивостями,
может избавиться от назойливых образов, мыслей и
чувств.

|