18. Нечистые мысли во время молитвы

 

Иногда на молитве у меня появляются нечистые мысли. Я совершенно не умею с ними справиться. Что я должен делать в таких состояниях?

 

Нечистые мысли, появляющиеся в виде навязчивостей, служат проявлением страха перед сексуальными делами. Часто они свидетельствуют об отсутствии адекватного принятия сексуальной сферы и отношения к ней как к чему-то запретному и нечистому. Человек с навязчивыми сексуальными мыслями обычно балансирует между двумя крайностями: патологическим сексуальным любопытством, которое провоцирует нежеланные мысли и напряжение, и между страхом перед сексуальностью как таковой. Всё это приводит к тому, что естественные чувства и реакции в этой сфере воспринимаются как плохие и нечистые сами по себе.

Если на молитве приходят нечистые мысли, не нужно этого факта драматизировать, а также не надо этому удивляться. Это естественное проявление травмированной сексуальности, полное страхов, опасений и нездорового любопытства. Такие нечистые мысли необходимо принимать совершенно спокойно, но одновременно воспринимать их как воззвание к разрешению существующей проблемы собственной неупорядоченной сексуальности.

Если мысли и сексуальные чувства на молитве появляются часто и они слишком назойливы, хорошо было бы обсудить эту тему в диалоге духовного руководства. Уже само обсуждение такой рассеянности в беседе с исповедником или духовным руководителем приводит к тому, что их влияние на наше реагирование значительно ослабевает. Озвучивание проблемы перед человеком рождает потребность высказать её перед Богом и вверения Ему всей своей жизни вместе со всеми слабостями и недостатками. И именно тот факт, что мы отдаём свою жизнь Господу Богу такой, какова она есть, становится глубочайшим источником внутреннего очищения.

Неуместная борьба с некоторыми сексуальными чувствами, сочетающимися со страхами, может привести к навязчивостям, а это зачастую бывает большим препятствием в жизни молитвы, а также в межличностных взаимоотношениях. „Преувеличение опасностей лёгких возрастных отклонений (в сексуальной сфере) может привести к невозможности их устранения, а также к развитию осложнений в форме навязчивых состояний” (Конгрегация по делам католического воспитания). Искренность перед Богом и перед самим собой, хорошее и доброжелательное проведение духовного руководства, компетентная информация о сексуальной сфере - всё это может помочь (нередко довольно легко) преодолеть трудности такого типа.

Эти и другие навязчивые мысли и чувства на молитве иногда бывают для некоторых людей тяжким крестом. Вот какой совет даёт этим людям Карл Ранер, великий теолог, иезуит: „Тот, кто живёт под тяжестью назойливых мыслей и влечений, не достигнет, возможно, хорошего результата, прося в своей молитве об освобождении от искушения. Ибо в результате его внимание будет ещё больше фиксироваться на переплетении этих влечений и мыслей. В таких случаях молитвой должна быть безмятежная уверенность, свободное от уныния спокойствие, и в таком состоянии духа человек должен возноситься над призраками ночных химер к свободному свету Бога, к своей работе, мужественно переключаться на упорядочение дневных дел, которые ему встретятся. (…) Эта тактика духовной борьбы состоит в полном вверении себя Богу”.

Если во время молитвы кого-то терзают навязчивые образы, было бы хорошо - если только это представляется возможным - прервать молитву, выйти из помещения, подышать свежим воздухом, присмотреться к окружающей природе, минутку с кем-нибудь побеседовать. Это может помочь оторваться от собственных назойливых мыслей. Чаще всего именно таким образом можно избежать концентрации на себе и сексуальной сфере. В таких ситуациях необходимо также прибегать к простому, естественному решению: заняться каким-то другим интересным делом, встретиться с кем-нибудь, пойти на прогулку и т.п. Часто только таким образом человек, преследуемый навязчивостями, может избавиться от назойливых образов, мыслей и чувств.