14. Обновление
молитвы
Моя молитва, хотя и искренняя, бывает
несистематической и хаотичной. Я постоянно ищу собственный
молитвенный метод. В течение нескольких месяцев пользуюсь
каким-то новым способом молитвы, но спустя какое-то время снова
его меняю. Чувствую, что я уже устала от этих духовных поисков.
Как успокоить и систематизировать молитву?
Представленную ситуацию духовной
жизни, прежде всего, следует рассматривать положительно, ибо
необходимо отметить и оценить сами усилия, предпринимаемые в
работе над молитвой. Несистематичность и даже хаос наших молитв
не уменьшает их ценности в очах Бога. Господь смотрит с
милосердием, пониманием и радостью на наш труд и усилия,
направленные на поиски встречи с Ним. О нашей молитве каждый из
нас может сказать: „И возопили мы к Господу, Богу отцов
наших, и услышал Господь вопль наш, и увидел бедствие наше,
труды наши и угнетение наше” (Втор 26, 7). Творческое
беспокойство, выраженное в вопросе, и жажда углубления молитвы
уже являются добрыми плодами молитвы. В этой молитвенной беде
мы можем прибегнуть к словам Псалма: „Ты видишь, ибо Ты
взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предаёт себя бедный, сироте Ты помощник” (Пс 10, 35).
А коль скоро Господь взирает на обиды и притеснения
нашей жизни, а также на труд нашей молитвы, мы можем спокойно
проводить наш диалог с Богом, чтобы преодолевать наше
непостоянство и хаос, которые действительно иногда могут
блокировать нашу более полноценную встречу с
Господом.
Чтобы рассмотреть данную проблему
глубже, следовало бы провести более полное распознание истинных
причин этой ситуации. В непостоянстве и хаотичности молитвы
может в какой-то мере отражаться непостоянство и беспорядок
жизни во многих её сторонах: работе, отдыхе (или даже
отсутствии такового), в семейных взаимоотношениях, отношениях с
друзьями и т.д. Ибо какой бывает наша повседневная жизнь, такой
зачастую бывает и наша молитва. Причины нашего непостоянства в
молитве могут быть самые разные: внутреннее беспокойство,
эмоциональная неуравновешенность, постоянные поиски новых
впечатлений, необходимость самоутверждения, отсутствие глубоких
духовных установок, усталость и т.п. Причина может крыться
также в греховных привязанностях или в отсутствии внутренней
свободы. Если мы ко всему относимся легкомысленно и настроены
на потребительский образ жизни, это не способствует глубокой
молитве. Ей необходима плодородная почва сердца.
Уравновешенность, упорядоченный образ жизни, сдержанность,
жертвенность, умерщвление плоти, доброжелательность и
сострадание к ближним, поиски смысла собственной жизни - вот
самые главные условия глубокой молитвы.
Однако не следовало бы спешить с
реформированием молитвы под влиянием недовольства собой. Ведь
это могла бы быть очередная замена молитвы, которая немного
либо вовсе ничего не внесёт в духовную жизнь. Прежде всего,
необходимо предпринять углублённое, целостное распознание
собственной жизненной ситуации. Такой анализ может стать особым
поводом для молитвы и обращённой к Господу просьбы. В этой
ситуации Псалом 139 подсказывает нам прекрасную просьбу:
„Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и
узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь
меня на путь вечный” (Пс 139, 23 – 24).
На самом деле обновление молитвы
может произойти благодаря большему открытию на помощь Бога и
благодать хорошей молитвы, о которой уверяет нас Господь:
„Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не
знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за
нас воздыханиями неизречёнными. Испытующий же сердца знает,
какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по
воле Божией” (Рим 8, 26 – 28). На самом деле обновление
молитвы может начаться с обновления нашей любви к
Богу.
Возможно, следовало бы обновить
одну из основных форм молитвы, которой является медитация Слова
Божьего. Это самая важная молитва христианина. Обновляя эту
форму, мы обновляем всю нашу молитву. Поэтому большую помощь
может оказать соединение нашей ежедневной молитвы с
размышлениями Слова Божьего, например, с ежедневными
литургическими чтениями. Это должно влиять успокаивающе не
только на саму молитву, но также и на всю нашу жизнь. Слово
Божье даёт нам свет, благодаря которому мы можем распознавать
нашу ситуацию. Сам Господь Своим словом направляет нас на
путь вечный. Оно является источником нашего внутреннего
покоя, гармонии и умиротворения. Поэтому наряду с молитвой
нерегулярной, отправляемой от случая к случаю, следовало бы
стремиться к систематической молитве, опирающейся на Божье
слово. Мы сами по себе не знаем, как следует молиться.
Недостаточно опираться в наших молитвах лишь на собственные
потребности, чувства и желания. В чём мы нуждаемся и как мы
должны молиться, лучше всего знает Дух Божий. Слушая Его, мы
будем идти путём вечным.
Кроме того, постоянные изменения
в методах молитвы рождались, возможно, из внутренних
побуждений, поэтому в своих поисках к ним следует
прислушиваться. При этом необходимо ответить себе на несколько
существенных вопросов: который из практикуемых мною ранее
методов молитвы мне подходил больше всего? Когда и где на
протяжении дня мне было легче всего сосредоточиться на молитве?
Что именно меня на неё вдохновляло? Что помогало, а что мешало
моей молитве? Ответы на эти вопросы могут помочь найти способ
общения с Богом, который бы нам наиболее соответствовал.
Источником ситуации неуверенности и беспорядка в молитве может
быть также отсутствие систематического духовного руководства.
Основной темой встреч с духовным руководителем является именно
молитва: её содержание, метод, динамика, место, время. Поэтому
рекомендуется найти компетентную особу, с которой в искреннем
диалоге можно было бы решать проблемы собственной
молитвы.

|