10. Школа продолжительной молитвы

 

Как научиться продолжительной молитве?

 

Опыт продолжительной молитвы требует огромного желания встречи с Богом. Она никогда не станет нашим уделом, если мы будем руководствоваться единственно каким-то минутным капризом. Трудно также представить себе более глубокую молитву в жизни человека, который молится лишь ради успокоения своей совести. Продолжительная молитва - это, прежде всего, результат приглашения со стороны Господа Бога, но также и выражение щедрости и благородства со стороны человека. Бог часто наделяет нас желанием более глубокой молитвы, но при этом Он требует от нас включения в молитву, выдержки, внутренних усилий и жертвенности. Чтобы войти в опыт продолжительной молитвы, необходимо наше сотрудничество с Богом, который приглашает нас к пребыванию в Его присутствии и к диалогу с Ним. Нам необходимо верить, что Господь поведёт нас в наших духовных стремлениях.

Молитва, как и любая другая человеческая деятельность, требует применения определённой конкретной методики. Без неё, а также без внутренних усилий, наши огромные духовные стремления могут легко стать расплывчатыми. И только благодаря соответствующей методике молитвы мы можем постепенно включать в неё всю нашу личность: разум, волю, чувства, воображение, тело. Однако начинать необходимо от использования самой простой методики, которую мы уже ранее испытали и которая нам хорошо известна. На методе молитвы мы не должны слишком сосредотачивать своего внимания. Поэтому необходимо, чтобы этот метод был лёгким и простым в применении.

Чтобы войти в опыт продолжительной молитвы, очень полезно пользоваться закрытыми реколлекциями, которые дают возможность освоить какую-либо методику молитвы. Игнатианские реколлекции, которые становятся всё более популярными в Польше, могут, например, стать хорошим введением в метод продолжительной молитвы, опирающимся на Слове Божьем. Существуют также другие реколлекционные предложения, которые могут быть школой продолжительной молитвы. Осваивая продолжительную молитву, мы можем также использовать поддержку какой-то молитвенной общины, которых появляется всё больше в наших церковных приходах и которую мы можем выбрать для себя. Целью большинства этих церковных общин является именно взаимная помощь в развитии личной и общинной молитвы.

Чтобы учиться продолжительной молитве, следует также воспользоваться помощью опытного человека. Если мы хотим успешно развивать свою молитву, полезно время от времени распознавать её пути в беседе с духовным руководителем.

Продолжительная молитва нуждается также в том, чтобы для её проведения было соответствующее место, в котором мы могли бы найти хоть немного благотворного одиночества, покоя и тишины. В наших бытовых условиях по мере возможностей необходимо создать себе молитвенный уголок, в котором мы могли бы периодически уединяться. Однако это не для всех может быть осуществимым. Проверенным местом продолжительной молитвы являются церкви и часовенки, в которых проводится выставление Пресвятых Даров.

Вхождение в опыт продолжительной молитвы требует от нас больших духовных усилий и, конечно же, времени. Кроме времени на работу, семейную и общественную жизнь, приготовление и приём пищи, сон, отдых - необходимо обеспечить себе по возможности постоянное время для продолжительной молитвы.

В практике продолжительной молитвы необходимо быть готовым к тому, что после первых реакций духовного восторга рано или поздно возникает чувство бессмысленности и сомнений. Углубление в нас опыта молитвы в большой мере будет зависеть от нашей верности Богу и от наших духовных стремлений.