10. Школа продолжительной
молитвы
Как научиться продолжительной
молитве?
Опыт продолжительной молитвы
требует огромного желания встречи с Богом. Она никогда не
станет нашим уделом, если мы будем руководствоваться
единственно каким-то минутным капризом. Трудно также
представить себе более глубокую молитву в жизни человека,
который молится лишь ради успокоения своей совести.
Продолжительная молитва - это, прежде всего, результат
приглашения со стороны Господа Бога, но также и выражение
щедрости и благородства со стороны человека. Бог часто наделяет
нас желанием более глубокой молитвы, но при этом Он требует от
нас включения в молитву, выдержки, внутренних усилий и
жертвенности. Чтобы войти в опыт продолжительной молитвы,
необходимо наше сотрудничество с Богом, который приглашает нас
к пребыванию в Его присутствии и к диалогу с Ним. Нам
необходимо верить, что Господь поведёт нас в наших духовных
стремлениях.
Молитва, как и любая другая
человеческая деятельность, требует применения определённой
конкретной методики. Без неё, а также без внутренних усилий,
наши огромные духовные стремления могут легко стать
расплывчатыми. И только благодаря соответствующей методике
молитвы мы можем постепенно включать в неё всю нашу личность:
разум, волю, чувства, воображение, тело. Однако начинать
необходимо от использования самой простой методики, которую мы
уже ранее испытали и которая нам хорошо известна. На методе
молитвы мы не должны слишком сосредотачивать своего внимания.
Поэтому необходимо, чтобы этот метод был лёгким и простым в
применении.
Чтобы войти в опыт
продолжительной молитвы, очень полезно пользоваться закрытыми
реколлекциями, которые дают возможность освоить какую-либо
методику молитвы. Игнатианские реколлекции, которые становятся
всё более популярными в Польше, могут, например, стать хорошим
введением в метод продолжительной молитвы, опирающимся на Слове
Божьем. Существуют также другие реколлекционные предложения,
которые могут быть школой продолжительной молитвы. Осваивая
продолжительную молитву, мы можем также использовать поддержку
какой-то молитвенной общины, которых появляется всё больше в
наших церковных приходах и которую мы можем выбрать для себя.
Целью большинства этих церковных общин является именно взаимная
помощь в развитии личной и общинной молитвы.
Чтобы учиться продолжительной
молитве, следует также воспользоваться помощью опытного
человека. Если мы хотим успешно развивать свою молитву, полезно
время от времени распознавать её пути в беседе с духовным
руководителем.
Продолжительная молитва нуждается
также в том, чтобы для её проведения было соответствующее
место, в котором мы могли бы найти хоть немного благотворного
одиночества, покоя и тишины. В наших бытовых условиях по мере
возможностей необходимо создать себе молитвенный уголок, в
котором мы могли бы периодически уединяться. Однако это не для
всех может быть осуществимым. Проверенным местом
продолжительной молитвы являются церкви и часовенки, в которых
проводится выставление Пресвятых Даров.
Вхождение в опыт продолжительной
молитвы требует от нас больших духовных усилий и, конечно же,
времени. Кроме времени на работу, семейную и общественную
жизнь, приготовление и приём пищи, сон, отдых - необходимо
обеспечить себе по возможности постоянное время для
продолжительной молитвы.
В практике продолжительной
молитвы необходимо быть готовым к тому, что после первых
реакций духовного восторга рано или поздно возникает чувство
бессмысленности и сомнений. Углубление в нас опыта молитвы в
большой мере будет зависеть от нашей верности Богу и от наших
духовных стремлений.

|