8. Работа над
собой
Зачем мы должны работать над собой?
Сама формулировка «работа над
собой» указывает на то, что наша жизнь не предоставлена нам в
готовой, зрелой форме. Она требует от нас, чтобы мы вошли в
процесс человеческого и духовного возрастания, которое возможно
лишь через личностное участие, жертвенность и собственные
усилия. Однако настоящая работа над собой диктует необходимость
глубокой внутренней мотивировки. Человек, у которого возникло
желание прилагать систематические усилия работы над собой,
должен, прежде всего, ответить самому себе на несколько
существенных вопросов: Что является поводом для моего решения
предпринимать труд работы над собой? Ради кого я должен
трудиться? Каких плодов своего труда я ожидаю? Каким образом я
могу трудиться над собственной личностью? В литературе можно
встретить множество различных побуждений, заставляющих человека
работать над собой, однако все они носят характер свидетельств,
которые об этой работе дают нам другие. Каждый же должен
открыть для себя собственную мотивировку, которая является для
каждого из нас самой важной, открыть внутреннее
вдохновение.
Жизнь показывает, что в работе
над собой недостаточно прислушиваться только к минутным
отрицательным переживаниям: неудовлетворённости собой, гневу,
различным страхам и т.п. А также гордыня, которая заставляет
нас возноситься над другими, не может быть действенной
мотивировкой для работы над собой. Если мы рассчитываем на
плодотворную работу над собой, стимул для неё должен быть
положительным. Чем больший труд и усилия, тем глубже должна
быть мотивировка. Определение настоящих мотивов работы над
собой не представляет особого труда. Однако оно требует полной
открытости, размышления над своей жизнью и доверия к людям,
которые помогают нам в духовном возрастании. Это те основные
положения, которых нам следует придерживаться в работе над
собой. Они не исключают друг друга, а, наоборот, взаимно
дополняются.
Первая истина - это забота о
собственной жизни. Спокойная, мудрая и порядочная человеческая
жизнь нуждается в постоянном труде и усилиях. Человек не живёт
как растение или животное, которые руководствуются лишь
законами природы. Человек живёт и развивается как существо
свободное и разумное. Поэтому его жизнь требует полного
включения разума, свободы и сердца. Без полного личностного
включения в работу над собой человеческая жизнь легко
деградирует. Проведём определённое сравнение. Небольшие трещины
в стенах дома подсказывают его владельцу необходимость ремонта.
Косметическое закрашивание трещин ничего не даёт, когда стены
дома начинают разваливаться. В таких случаях более разумным
будет разрушение старых, изношенных стен и установка новых.
Однако того, что можно сделать с домом, невозможно сделать с
человеком. Невозможно заново начать отстраивать человеческую
жизнь. В нашей жизни бывают довольно трудные ситуации:
переживаемые человеком критические состояния, конфликты с
окружающими, профессиональные неудачи, моральные падения и т.п.
- всё то, с чем человек нередко встречается в своей жизни, -
должно нами восприниматься как воззвания к внутренней работе
над собственной жизнью. Если человек не работает над собой, его
жизнь постепенно рассыпается, деградирует, превращается в
развалины. Мы можем убедиться в этом при внимательном
наблюдении за историей жизни многих знакомых нам людей.
Правильно понимаемая любовь к самому себе, а также обычный
человеческий рассудок подсказывают нам необходимость прилагать
усилия в работе над собственной жизнью.
Вторым не менее важным поводом,
из-за которого мы должны прилагать усилия для работы над собой,
являются наши взаимоотношения с ближними. Человек, который не
трудится для собственной жизни и не сдерживает своих
неупорядоченных реакций и порывов, ранит тем самым других,
причём нередко довольно глубоко, хотя чаще всего не желает
этого. Неприязнь, враждебность, гнев, страх, соперничество и им
подобные чувства разрушают межчеловеческие связи. Люди, не
работающие над собой, часто живут в постоянных конфликтах с
окружающими. Если мы хотим проявлять к окружающим добро, то
обязаны преодолевать в себе негативные реакции. Если нам не
хочется, чтобы люди ранили нас своим неприятным поведением, мы
сами не должны их ранить. Если мы желаем, чтобы нам делали
добро, мы сами, прежде всего, обязаны совершать добрые
поступки. Чем больше мы связаны с людьми, тем глубже мотивация
к работе над собой. Влюблённость, любовь к жене (мужу), детям,
родителям, упоение дружбой - все те связи, которыми мы дорожим,
являются достаточным поводом для того, чтобы прилагать усилия к
работе над собой. Каждая настоящая связь с ближними требует с
нашей стороны внутреннего участия, жертвенности и
труда.
Однако в работе над собой самой
важной, самой глубокой и самой эффективной, хотя и самой
трудной, является духовная мотивация. Как показывает жизнь
многих людей, познание Божьей любви и жажда ответа на неё
становится источником необычной силы, благодаря которой жизнь
человека нередко может измениться в течение очень короткого
времени. Мы охотно и эффективно работаем над собой, когда
принимаем с верой тот факт, что Господь - конечная цель и смысл
нашей жизни; когда признаём Его Отцовство и властвование над
нами. Если мы целиком вверяем свою жизнь Богу, тогда
бесспорными становятся для нас слова Иисуса: „Никто не может
служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а
другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне!” (Мф 6, 24).
Любовь вдохновляет нас на усилия к тому, чтобы очиститься от
жадности к деньгам, которая заслоняет путь Господа к нашему
сердцу. Мы охотно делаем то, что является для нас сложным и
требующим усилия, когда нами руководит Божья любовь. В таких
случаях иго работы над собой становится для нас сладким, а её
бремя - лёгким (ср. Мф 11, 30).
Глубокая мотивация в работе над
собой носит внутренний, личностный характер. Обычно она ни о
чём не говорит тем, чья религиозность носит формальный
характер. Поэтому не следует ею злоупотреблять, давая разные
советы, подсказки - будь то со стороны воспитателей, либо от
священников. Каждый человек должен самостоятельно дорасти до
того, чтобы духовная жизнь стала для него основной силой,
вдохновляющей его для работы над собой. Духовные мотивации мы
можем с уверенностью показывать другим, прежде всего, на
примере собственной жизни. Жертвенность, служение другим и
правильный образ жизни - самое убедительное свидетельство того,
что если мы вверяем свою жизнь Господу, это действительно
приносит плоды внутреннего преображения. До открытия духовной
мотивации в работе над собой каждый дорастает лично, иногда на
протяжении многих лет.
Как можно работать над собой? Как
любая человеческая деятельность, так же и работа над собой
требует выработки определённой методики. Если работа над собой
носит хаотический характер и полна противоречий, тогда
вложенные в неё усилия будут потраченными зря. Отсутствие
методики обычно вызывает дополнительную раздражительность.
Молодые люди, столкнувшись с отсутствием результатов работы над
собой, обычно спрашивают: Зачем работать над собой, если это не
даёт никаких результатов? Какой смысл может иметь такая работа?
Такого типа разочарования обычно наблюдаются при отсутствии
методики либо в случае ошибочных методов.
Сила воли не может быть
единственным методом в работе над собой. Утверждение о том,
будто всё зависит от нашей вольной воли, является
преувеличением. Многие проблемы не могу быть решены одним лишь
решением «взять себя в руки». Некоторые исповедники и духовные
руководители совершают ошибку, давая совет о необходимости
приумножить усилия воли в работе над собой, не учитывая при
этом основных законов, которыми руководствуется человеческая
эмоциональность и духовность. А это может привести к развитию
невротических или навязчивых состояний.
Если мы хотим работать над собой,
мы должны безропотно усваивать методику этой работы. Однако
никто не в состоянии научиться этой методике самостоятельно.
Хорошая литература может служить определённым вдохновением,
однако этого недостаточно. В работе над собой крайне необходим
воспитатель, руководитель. Как правило, им может быть человек
более опытный, который охотно оказывает духовную помощь.
Руководитель, прежде всего, сам работает над собственной жизнью
на протяжении многих лет. С помощью своего учителя познаёт
основные законы человеческого развития. Христианство, как и
иные великие религии, создали школы, оказывающие помощь в
духовном и человеческом возрастании.
В Католической Церкви
необыкновенной школой, оказывающей помощь в работе над собой,
являются «Духовные упражнения» святого Игнатия Лойолы. Это
краткое описание интегральной методики работы над собственной
жизнью под руководством духовного проводника. Святой Игнатий,
прежде всего, сам на протяжении многих лет пользовался этой
методикой, а впоследствии, делясь ею с другими, совершенствовал
её, корректировал, излагал письменно. Таким образом, родился
ценный труд, который вот уже на протяжении пяти столетий
вдохновляет как труд пастырей, так и воспитательную работу во
многих церковных педагогических и пастырских
институциях.
Главным в методе работы над
собой, предложенным Отцом Игнатием, является ежедневное
испытание совести, тесно связанное с другими методами молитвы:
устной молитвой, размышлением, евангельским созерцанием.
Проводя испытание совести, мы совершаем углублённый анализ всей
нашей жизни: с одной стороны, мы открываем и отдаём Господу всё
то, что в нашей жизни имеется доброго, с другой же стороны -
признаёмся в своих слабостях и грехах, просим за них у Бога
прощения и даём Ему искреннее обещание исправиться. Гениальной
интуицией святого Игнатия было то, что он оценил испытание
совести и ввёл в ежедневную практику положительный подход к
работе над собой. Ибо человек не является, прежде всего,
носителем всевозможного зла и неправедности, но он, прежде
всего, - Божье дитя, хоть и израненное грехом. Несмотря на наши
грехи, Господь не перестаёт одаривать нас Своим милосердием и
любовью. Святой Игнатий рекомендует нам особенно внимательно
присматриваться к нашей молитве. С этой целью он предлагает,
чтобы после размышления и созерцания посвятить пятнадцать минут
на то, чтобы присмотреться к тому, что в нашей молитве было
хорошего; с другой же стороны - проанализировать недостатки и
ошибки, задуматься над их причиной, чтобы иметь возможность
избежать их в будущем.
Следующей существенной помощью,
которую предлагает святой Игнатий в работе над собой в
«Духовных упражнениях», являются правила духовного
распознавания - как на период духовного сокрушения и неудачи,
так и на моменты духовного подъёма и победы. Большую помощь в
работе над собой оказывают замечания и советы Отца Игнатия в
деле принятия ответственных жизненных решений и выборов.
Легкомысленные выборы нередко ведут к очень серьёзным жизненным
осложнениям. Мы должны работать над нашей жизнью, между прочим,
также и для того, чтобы избегать ошибок в самых важных и
ответственных делах.
Уже само понятие «работа над
собой» говорит о том, что здесь нет и тени эгоизма, нет
концентрации внимания на себе. Работаем «над собой», но не
только «для себя». Работа над собой - это также работа для
других: для Бога и людей. Работаем над собственной жизнью,
чтобы быть в состоянии всё полнее и глубже любить Творца и
служить Ему и творениям. Когда человек перестаёт заботиться о
себе и его жизнь зарастает сорняками разнообразных недостатков
и патологических привязанностей, тогда он становится
неспособным к истинному служению и самоотдачи. Ибо тогда он
вращается только вокруг себя и своих дел и ищет во всём лишь
собственных интересов.
Святой Пётр пишет: „О сем
радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных
искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее
гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести
и славе в явление Иисуса Христа” (I П 1, 6-7). Работа над
собой требует усилия и жертвенности. Иногда это нас огорчает.
Преодоление определённых обид, страстей, патологических
привязанностей требует от нас нередко тяжёлой борьбы и
выдержки. Часто об этом известно одному лишь Богу. Полную их
ценность мы узнаем только при объявлении Иисуса Христа. Сегодня
крайне необходима вера в то, что наши земные усилия работы над
собой имеют измерение в вечности.

|