3. Христианские школы
духовности
Существуют различные виды христианской
духовности, например, духовность Отцов Пустыни, духовность
бенедиктинская, игнатианская, кармелитская, францисканская и
другие. Чем они отличаются между собой?
Это очень обширный вопрос, на
который в данном случае нет возможности дать исчерпывающий
ответ. Коснёмся лишь некоторых аспектов проблемы. Духовность -
это огромное богатство Церкви. Формировалась она с самого
начала существования христианства. Евангелие настолько богатое,
настолько глубокое, что отдельный человек не в состоянии сам ни
охватить его, ни проникнуть в него, ни прожить его целиком.
Поэтому с самого начала зарождения Церкви Святой Дух наполнял
Церковь своими дарами и харизмами. Благодаря им, великие
святые, создатели школ духовности, выбирали определённый аспект
Евангелия, который их наиболее сильно привлекал и который они
стремились воплощать в жизнь. Своим собственным духовным опытом
они делились со своими учениками и последователями. Ни одна из
школ духовности не зарождалась за круглым столом. Никакая
духовность не возникает как следствие дискуссий или
интеллектуальных споров. Духовность - это всегда зрелый плод
духовной жизни сообщества христиан, объединённых вокруг
духовного отца.
Наряду с личными благодатями и
харизмами, а также помимо духовных поисков общины, объединённой
вокруг компетентного проводника, в создании школы духовности
существенную роль играет также конкретная ситуация Церкви на
данном этапе истории. Школы духовности были ответом на
потребности Церкви и мира.
Истинное открытие сердец на
Евангельскую духовность является одновременно открытием на
разнообразие и богатство различных сторон христианской
духовности. Очередные школы духовности, которые одна за другой
зарождались в процессе истории Церкви, заимствовали многое у
тех школ, которые были созданы ранее. Поэтому, говоря об
истории христианской духовности, можно утверждать о
взаимозависимости и определённой непрерывности школ духовности.
Так, например, святой Игнатий Лойола восхищался духовностью
святого Франциска, святого Доминика, а также духовностью ордена
картузианцев. Прежде чем он распознал, какой образ жизни он
должен вести и чем в своей жизни заниматься, святой Игнатий
Лойола спрашивал себя, не должен ли он наследовать святого
Франциска или святого Доминика. В первые годы после своего
обращения он также мечтал поступить в орден
картузианцев.
Конечно же, нельзя говорить о
самой лучшей школе духовности, потому что все они являются
даром Святого Духа для всей Церкви. Широко открытое сердце,
жаждущее Евангелия, будет щедро черпать из каждого духовного
источника, к которому будет вести его Святой Дух. Но поскольку
мы не в состоянии черпать одновременно из всех источников, мы
должны распознавать, к которому из них нас влечёт Святой Дух
особенно сильно. Для того, чтобы сделать правильный и мудрый
выбор между различными школами духовности, необходимо, прежде
всего, распознать собственные духовные дары и харизмы, которые
мы чувствуем в себе как Божественные благодати.
Если мы выбрали для себя какую-то
школу духовности, жизнь харизмой этой школы не означает
пассивного воспроизведения опыта, заложенного в прошлом
духовным руководителем. Участие в школе духовности - это
творческий процесс. В пределах каждой школы существуют
различия. Каждый христианин до определённого уровня создаёт
свою собственную духовность, потому что жизнь каждого человека
имеет свою неповторимую историю.
Любые проявления духа конкуренции
между различными школами духовности, а вернее - между лицами,
которые их представляют, являются нехорошими признаками. При
наличии конкуренции речь идёт не о построении более глубокой
любви к Иисусу и о наследовании Его, а о престиже,
неупорядоченных эмоциях, борьбе за влияние на людей и т.п. Если
в центре наших духовных переживаний будет Иисус, тогда нам
будет дано понимание каждого вида истинной христианской
духовности, поскольку все они своими корнями уходят в
Евангелие. Ни одной школе христианской духовности не
свойственен монополизм на истинность Евангелия. Используя свои
собственные дары и харизмы, а также руководствуясь собственным
призванием, каждый из нас имеет право искать духовное
вдохновение в той школе, к которой он испытывает внутреннее
влечение, вдохновлённое Святым Духом.
Глубокий уход в границы
собственной духовности может оказаться своеобразным собственным
духовным и человеческим гетто, а также знаком замыкания на
других. Нередко это бывает связано с боязнью перед
столкновением с иным духовным опытом, который представляется
чуждым. Ожидание опасения и страха за себя не является духом
Христа. Каждая группа, которая замыкается в себе, изолируется
от окружающего мира и враждебно настраивается на других, со
временем подвергается своеобразной дегенерации.
Хотя лица, живущие в
созерцательных орденах, ведут замкнутый образ жизни в пределах
ограждающих их заборов, они, тем не менее, не изолируются от
Церкви и окружающего мира. Скорее наоборот. Их замкнутый образ
жизни свидетельствует об их желании жить в самом сердце Церкви
и мира. Лица с истинным призванием к жизни в созерцательных
орденах, обычно отличаются необыкновенной отвагой и интересом к
жизни в окружающем мире, который они жертвуют в дар Иисусу,
замыкая себя добровольно в тесных стенах ордена.
Когда в самом начале нашей
духовной жизни мы задумываемся над поисками собственного
духовного пути, мы должны быть очень внимательными, чтобы не
проявить исключительно эмоционального отношения к тем школам
христианской духовности, которые мы ещё недостаточно понимаем.
Важно также, чтобы не начинать духовных поисков с погружения в
чтение теоретических рассуждений на темы различных школ
духовности. Гораздо более полезной может оказаться живая связь
с общиной, которая живёт харизмой той или иной школы
духовности. Подлинность школ духовности, которыми живут
верующие в орденах, - как в тех орденах, которые существуют с
давних времён, также и в тех, которые закладываются в наши
времена, - проявляется всегда в их открытости на приходских
священников, на слушателей духовных семинарий, а также на
мирских людей, которым они жертвуют свою помощь и поддержку в
их духовных поисках.

|