2. Духовная жизнь и религия

 

Вести духовную жизнь могут лишь люди, верующие в Бога? Не могут ли это делать также сомневающиеся, ищущие либо даже атеисты? Следует ли духовную жизнь связывать исключительно с религией?

 

Этот вопрос был поставлен студентами педагогического института во время лекции на тему “Краткое введение в христианскую духовную жизнь”. Само собой разумеется, при изложении этой темы я связывал духовную жизнь с открытостью на Бога и доверием к Нему. Многие слушатели обеспокоились: а как же быть с людьми, которые только лишь ищут Бога? Разве они не могут жить духовной жизнью? Вопросы задавались в письменной форме. Довольно много записок поступило именно с такими вопросами, заданными в разных формах. Трудно сказать, что именно обеспокоило слушателей: то ли это молодёжная реакция ищущих людей? Возможно также, что некоторые слушатели, задавая этот вопрос, имели в виду свою собственную ситуацию. О причине можно лишь догадываться.

В задаваемых вопросах чувствовалось некоторое опасение: следует ли считать, что лица, не живущие духовной жизнью, являются людьми жалкими, менее достойными? Духовная жизнь - это понятие довольно широкое и не следует относить его исключительно к христианству. Богатую духовную жизнь, вплоть до мистических состояний, проводят также люди, исповедующие иные религии. Поэтому в тех случаях, когда термин «духовная жизнь» применяется к христианству, следует для ясности добавлять прилагательное «христианская».

Чтобы ответить на вопрос “Следует ли духовную жизнь связывать исключительно с религией?”, необходимо уточнить не столько слово «жизнь» (это представляется достаточно ясным), сколько определить слово «духовная». Поскольку мы сознательно отказываемся от прилагательного «христианская», прилагательное «духовная» применяем ко всем религиям: монотеистическим, политеистическим, анимистическим. Поскольку во всех религиях существует понятие «дух», применяемое в них прилагательное «духовная» имеет своё обоснование, хотя и понимается очень по-разному.

Однако можно ли применять понятие «духовная жизнь» к тем людям, которые не признают существования религиозной действительности духа, или некоего «сверхъестественного» элемента, высшей Сущности, от которой человек зависит и которая над ним властвует? В отношении тех лиц, которые сознательно отрицают этот сверхъестественный элемент, опровергают его либо, тем более, относятся к нему иронически, применение понятия «духовная жизнь» было бы недоразумением.

Дух, который рождает нас к духовной жизни, приходит извне. Человек не располагает духовной жизнью, не имеет её в себе, но он лишь открывается на неё. Хотя Дух объявляется в человеческом сердце, мы, однако, не имеем над ним никакой власти. Разумеется, трудно применять понятие «духовная жизнь» к людям, которые сознательно и в полной своей свободе отказываются от веры в существование Духа. В подобных случаях следовало бы скорее говорить о такой их внутренней жизни, которая происходит лишь под влиянием усилий самого человека.

Попытка применять понятие «духовная жизнь» в классическом его значении к людям, отвергающим духовное измерение, приводило бы лишь к размыванию понятий. Мы живём в цивилизации, склонной к моральному и духовному релятивизму, который способствует подобному размыванию определения некоторых понятий, дабы можно было бы их употреблять во всевозможных ситуациях без какой-либо ответственности и без каких бы то ни было последствий. Подобным образом обстоит дело с понятием «правда». Философский и этический релятивизм приводит к тому, что каждая философская система, мало того - каждый философ, и даже каждый обычный человек имеет «свою правду». В итоге можно банально утверждать, что сколько есть людей, столько и правд. Если таким же образом подходить к понятию «духовная жизнь», то это может привести к подобному банальному утверждению: может существовать столько разновидностей духовной жизни, сколько есть людей, живущих ею.

Сущность христианской духовной жизни состоит в участии в жизни Святого Духа, Духа Любви, а также в Единстве Отца и Сына. Это участие в Божественной жизни Пресвятой Троицы. Поэтому в христианском понимании существует только одна духовная жизнь, в которой принимает участие каждый, кто ведёт такую жизнь.

Святой Дух щедрый и открытый. Поэтому понятие «духовная жизнь» можно применять к людям, которые ищут Божьего Духа - ищут усердно, самоотверженно, одухотворённо, и в то же время как бы на ощупь, с какой-то человеческой беспомощностью. К таким людям святой Павел относит жителей древних Афин, которые соорудили жертвенник “Неведомому Богу”. “Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт” (Деян 17, 23 – 24). Если человек искренне и с полной самоотдачей ищет Неведомого Бога, Он даёт ему познать Себя в Иисусе Христе. Дух Неведомого Бога приведёт его к Иисусу, который каждому человеку дарит всю полноту познания любви Отца и Сына в Святом Духе.