2. Духовная жизнь и
религия
Вести духовную жизнь могут лишь люди, верующие в
Бога? Не могут ли это делать также сомневающиеся, ищущие либо
даже атеисты? Следует ли духовную жизнь связывать исключительно
с религией?
Этот вопрос был поставлен
студентами педагогического института во время лекции на тему
“Краткое введение в христианскую духовную жизнь”. Само собой
разумеется, при изложении этой темы я связывал духовную жизнь с
открытостью на Бога и доверием к Нему. Многие слушатели
обеспокоились: а как же быть с людьми, которые только лишь ищут
Бога? Разве они не могут жить духовной жизнью? Вопросы
задавались в письменной форме. Довольно много записок поступило
именно с такими вопросами, заданными в разных формах. Трудно
сказать, что именно обеспокоило слушателей: то ли это
молодёжная реакция ищущих людей? Возможно также, что некоторые
слушатели, задавая этот вопрос, имели в виду свою собственную
ситуацию. О причине можно лишь догадываться.
В задаваемых вопросах
чувствовалось некоторое опасение: следует ли считать, что лица,
не живущие духовной жизнью, являются людьми жалкими, менее
достойными? Духовная жизнь - это понятие довольно широкое и не
следует относить его исключительно к христианству. Богатую
духовную жизнь, вплоть до мистических состояний, проводят также
люди, исповедующие иные религии. Поэтому в тех случаях, когда
термин «духовная жизнь» применяется к христианству, следует для
ясности добавлять прилагательное «христианская».
Чтобы ответить на вопрос “Следует
ли духовную жизнь связывать исключительно с религией?”,
необходимо уточнить не столько слово «жизнь» (это
представляется достаточно ясным), сколько определить слово
«духовная». Поскольку мы сознательно отказываемся от
прилагательного «христианская», прилагательное «духовная»
применяем ко всем религиям: монотеистическим, политеистическим,
анимистическим. Поскольку во всех религиях существует понятие
«дух», применяемое в них прилагательное «духовная» имеет своё
обоснование, хотя и понимается очень по-разному.
Однако можно ли применять понятие
«духовная жизнь» к тем людям, которые не признают существования
религиозной действительности духа, или некоего
«сверхъестественного» элемента, высшей Сущности, от которой
человек зависит и которая над ним властвует? В отношении тех
лиц, которые сознательно отрицают этот сверхъестественный
элемент, опровергают его либо, тем более, относятся к нему
иронически, применение понятия «духовная жизнь» было бы
недоразумением.
Дух, который рождает нас к
духовной жизни, приходит извне. Человек не располагает духовной
жизнью, не имеет её в себе, но он лишь открывается на неё. Хотя
Дух объявляется в человеческом сердце, мы, однако, не имеем над
ним никакой власти. Разумеется, трудно применять понятие
«духовная жизнь» к людям, которые сознательно и в полной своей
свободе отказываются от веры в существование Духа. В подобных
случаях следовало бы скорее говорить о такой их внутренней
жизни, которая происходит лишь под влиянием усилий самого
человека.
Попытка применять понятие
«духовная жизнь» в классическом его значении к людям,
отвергающим духовное измерение, приводило бы лишь к размыванию
понятий. Мы живём в цивилизации, склонной к моральному и
духовному релятивизму, который способствует подобному
размыванию определения некоторых понятий, дабы можно было бы их
употреблять во всевозможных ситуациях без какой-либо
ответственности и без каких бы то ни было последствий. Подобным
образом обстоит дело с понятием «правда». Философский и
этический релятивизм приводит к тому, что каждая философская
система, мало того - каждый философ, и даже каждый обычный
человек имеет «свою правду». В итоге можно банально утверждать,
что сколько есть людей, столько и правд. Если таким же образом
подходить к понятию «духовная жизнь», то это может привести к
подобному банальному утверждению: может существовать столько
разновидностей духовной жизни, сколько есть людей, живущих
ею.
Сущность христианской духовной
жизни состоит в участии в жизни Святого Духа, Духа Любви, а
также в Единстве Отца и Сына. Это участие в Божественной жизни
Пресвятой Троицы. Поэтому в христианском понимании существует
только одна духовная жизнь, в которой принимает участие каждый,
кто ведёт такую жизнь.
Святой Дух щедрый и открытый.
Поэтому понятие «духовная жизнь» можно применять к людям,
которые ищут Божьего Духа - ищут усердно, самоотверженно,
одухотворённо, и в то же время как бы на ощупь, с какой-то
человеческой беспомощностью. К таким людям святой Павел относит
жителей древних Афин, которые соорудили жертвенник
“Неведомому Богу”. “Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я
проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он,
будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах
живёт” (Деян 17, 23 – 24). Если человек искренне и с полной
самоотдачей ищет Неведомого Бога, Он даёт ему познать
Себя в Иисусе Христе. Дух Неведомого Бога приведёт его к
Иисусу, который каждому человеку дарит всю полноту познания
любви Отца и Сына в Святом Духе.

|