19. Как готовиться к
смерти?
Я уже старый человек. Бывает, что иногда
довольно много размышляю о смерти. Конечно же, это не
навязчивая идея, но в этих размышлениях о смерти есть много
страхов. Я совершенно спокойно принимаю приближающуюся к своему
завершению жизнь и факт её неизбежного конца. Мои опасения
связаны с подробностями и способом умирания. Я боюсь трудной
смерти, во время которой проявился бы мой бунт и пока ещё
неизвестное мне какое-то внутреннее сопротивление против того,
что необходимо всё оставить. Мы умираем только один раз. А
поэтому - как этому научиться? Каким образом хорошо
подготовиться к смерти?
Конечно же, мы не можем
обеспечить себе хороших условий умирания и достойного
переживания смерти. Пословица: «Какова жизнь, такова и смерть»,
пожалуй, лучше всего показывает, как мы можем учиться умирать.
Ключ к хорошей смерти - хорошая жизнь. Готовясь к смерти, мы
стремимся к тому, чтобы в нас всё больше возрастала свобода ко
всему тому, кем мы являемся и чем владеем. Речь идёт не только
о вещах материальных, но также об обладании вообще, в том числе
- о накопленном опыте, способностях, одарённостях. Существенное
препятствие в правильном подходе к смерти - привязанность к
тому, что - как нам кажется - принадлежит нам. Смерть отнимает
у нас всё и от всего нас отгораживает: „Наг я вышел из чрева
матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да
будет имя Господне благословенно!” (Иов 1, 21) - так
молится набожный Иов после того, как утратил всё, чем перед
этим Бог так щедро его одаривал. Смерть показывает, что всё то,
что мы имеем и чем располагаем, всё это нам лишь «одолжили» на
какое- то короткое время. Окончание жизни вынуждает нас отдать
Властителю всех вещей то, чем мы пользовались во время нашего
земного паломничества, благодаря Его великой доброте. Отсюда
становится понятным, что подготовка к смерти состоит в том,
чтобы постепенно и добровольно возвращать то, чем нас одаривал
сам Господь Бог: „Чтó ты имеешь, чего бы не получил?
А если получил, чтó хвалишься, как будто не получил?”
(I
Кор 4, 7) - напишет святой
Павел. Особенно болезненна смерть тех людей, которые всю
свою жизнь посвятили приобретению вещей материальных и в
них видели смысл своего существования.
Боль умирания связана также с
привязанностью к близким нам людям. Осознание необходимости
расставания с теми, кого мы любим и кто нас любит, невольно
рождает бунт. Смерть представляется чудовищем, которое пожирает
любовь между людьми, и именно из-за этого она переживается так
болезненно. Смерть всегда будет трудным опытом как для
умирающего, так и для его близких. И хотя смерть отнимает у нас
их любовь, делает она это лишь для того, чтобы привести нас к
источнику всякой любви - к Богу.
Освобождение от вещей и людей не
ведёт, однако, к внутренней пустоте, а является связью с
Властителем всего и всех, с Создателем и Отцом каждой жизни.
Поэтому наилучшей подготовкой к смерти будет открывание Бога
как окончательного смысла и цели нашей жизни, а также
соединения с Ним как Господином жизни и смерти.
Для нас, христиан, тайна смерти
не является трагедией, поскольку мы всю надежду возлагаем на
Христа. В Нём наша жизнь и воскресение. Вера в воскресшего и
вечно живущего Иисуса гарантирует нам доброе умирание. Люди
глубокой веры вообще не боятся смерти, потому что веруют в
прочную связь с Иисусом, которую они выстраивали на протяжении
всей своей земной жизни.
Аскетизм, особенно в
проповедничестве, очень сильно подчёркивает так называемые
окончательные истины. В прошлом много внимания уделялось
размышлениям о смерти, конце света, страшном суде, аде,
чистилище и небе. Упоминание этих правд веры имело целью
заставить слушателей осознать границы человеческой жизни,
мобилизовать их силы на борьбу с грехом и преданнее служить
Богу и людям. Провозглашая проповеди о смерти, некоторые
священники ставили посреди церкви катафалк с пустым гробом либо
применяли иные проповеднические приёмы, помогающие
прочувствовать краткость человеческой жизни. Чтобы подчеркнуть
драматизм смерти, приводились примеры внезапных и неожиданных
случаев смерти, которые трактовались как кара за грехи.
„Классикой” такой проповеднической тематики является книга
священника Френсиса Спираго «Собрание примеров для верующих
католиков», изданной в Варшаве в 1911 году. Однако не думается,
что такой способ представления о смерти на самом деле помогал
бы обращению и способствовал бы упорядочению духовной и
моральной жизни человека. Как показывает опыт, невротический
страх смерти не настраивает на это. Страх сам по себе не
является созидательной силой. Он скорее парализует. Страх также
оживляет в человеке чувственные вожделения, удовлетворение
которых несколько «приглушает» неизбежное осознание смерти.
Только в полной свободе смерть может быть хорошо принята как
составной элемент жизни.
В контексте приведенных выше
размышлений напрашивается ещё одна очень существенная мысль.
Смерть должна быть принята, но её нельзя задавать себе самому.
Необходимость подчёркивания этого момента представляется очень
важным в контексте современного мира, который проповедует
эвтаназию, то есть сознательное умерщвление людей с их согласия
или с разрешения родственников. Эвтаназия - это не героический
выбор смерти во имя какой-то большой идеи, а лишь малодушное
бегство от житейских трудностей. Поэтому её следует расценивать
как выражение презрения к жизни. В этом презрении к жизни
виновны не только те, которые просят о насильственной смерти,
но также их родственники, которые дают на это согласие; и
врачи, которые осуществляют эвтаназию; и политики, которые
утверждают это бесчеловечное «право», принимая закон о
разрешение на эвтаназию.
Эвтаназия - это презрение к жизни
и бегство от неё. Любовь же к жизни, как ни парадоксально это
звучит, проявляется в хорошей подготовке к смерти. Ибо смерть -
это часть человеческого существования. Это дар, которого мы
сами себе не можем дать, но который можем получить. В наших
взаимоотношениях с Богом всё является благодатью и обо всём
необходимо просить. Поэтому очень важно, чтобы мы просили о
благодати «благоприятных обстоятельств для нашей смерти», а
также о благодати доброго и достойного умирания.

|