16. Что на самом деле является
нашим крестом?
Как распознать страдания и кресты, исходящие от
Бога, и отличать их от страданий, которые являются, прежде
всего, следствием наших грехов и безответственности?
Чтобы такое распознание было
возможным, крайне необходима позиция внутренней искренности и
открытости как перед самим собой, так и перед Богом и ближними.
Только при этих условиях мы осознаем, что, живя в состоянии
греха, мы навлекаем на себя страдания. Моральное зло нередко
проявляется в виде психического и физического страдания. Святой
Павел учит, что „возмездие за грех - смерть” (Рим 6,
23). Сколько же страданий может возникнуть у человека из-за его
пагубных привязанностей или конфликтов с окружающими? Сколько
страданий вызывают болезненные амбиции, зависть, месть,
склонность поддаваться страхам? Страдания, возникающие в
результате человеческого греха, - это не проявление Божьей
воли, а результат безответственности и аморальности человека. В
таких ситуациях волей Бога является внутреннее обращение
человека, благодаря которому он смог бы меньше
страдать.
Порывая с грехом, мы можем
избежать многих страданий, и в этом источник радости, причём не
только для нас, но и для Бога. На небесах будет много радости
от каждого кающегося грешника (ср. Лк 15,7) именно потому, что
покаяние уменьшает бессмысленное человеческое страдание. Можно
утверждать, что Господь так же беспомощен перед человеческим
страданием, обусловленным грехом, как и сам человек.
Единственное, что Он может, - это взять на Себя это страдание.
„Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни. (…) Он
изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши.
Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы
исцелились” (Ис 53, 4 – 5).
Страдание, возникшее в результате
греха, неразрывно связано с человеческой свободой. Человек сам
выбирает исполнение собственной грешной воли, а также зло,
которое в ней сокрыто. Злоупотребляя предоставленной ему
свободой, человек ставит на место Бога себя и своих идолов. А
каждый идол, придуманный человеком, становится уничтожающим его
демоном.
Однако существуют страдания,
которые нельзя связать с конкретным человеческим поступком.
Страдания, в которых нет вины страждущего. Их источником бывает
несовершенство человеческого существования на земле, «судьба»,
роковое стечение обстоятельств, несправедливое к нам отношение
со стороны окружающих. Это великая тайна веры - в какой мере то
или иное страдание зависит от Бога, а в какой - от человека.
Когда страдание постигает невинного человека, возникает полный
возмущения вопрос: «Почему Бог допускает такое страдание?»
Ответа, основанного на наших человеческих предположениях,
который бы удовлетворил нас здесь, на земле, мы не получим.
Крайне необходимо твёрдо верить, что каждая человеческая жизнь
имеет смысл, несмотря на всевозможные страдания. Необходимо
твёрдо верить, что Господь опекается каждой человеческой жизнью
и желает для каждого человека полного счастья.
Как распознать, которые страдания
возникают только из-за наших грехов, а которые допускает Бог, и
они являются нашим крестом, ниспосланным на нас без нашей вины?
В некоторых ситуациях сделать это бывает очень трудно. Нередко
эти два вида страданий накладываются одно на другое. Но,
несмотря на это, такое распознание представляется крайне
важным, поскольку помогает принять правильную позицию
относительно постигшего нас страдания. Если определённое
страдание возникает исключительно из-за наших грехов, то,
будучи искренними перед самими собой и открытыми на истину, мы
интуитивно обнаружим связь между собственным страданием и
собственным грехом. Сам Господь даст нам почувствовать, что Он
не стремится к тому, чтобы мы страдали по своей собственной
вине. Он жаждет, чтобы мы очистились от греха и не страдали, а
радовались всей полнотой жизни. Правильно сформированная
совесть показывает человеку связь между переносимым страданием
и его собственным грехом.
Однако следует подчеркнуть, что
речь идёт о причинно-следственной связи, существующей между
грехом и страданием, а не об исключительно внешней связи между
ними, объясняющейся случайным совпадением. Ибо плохо
сформированная совесть может повести нас по ложному
пути.
В тех ситуациях, в которых мы не
умеем распознать, связано ли наше страдание с собственными
грехами или оно является ниспосланным на нас крестом,
необходимо в молитве просить, чтобы Господь наполнил нас Своим
светом. Если Бог действительно посылает нам страдание, то
одновременно Он дарует нам благодать, чтобы мы сумели
распознать его смысл и цель. Однако необходимо на эту благодать
открыться, желать её принять. Только в молитве мы можем
получить благодать распознания смысла наших трудностей и
страданий. В минуты страдания нам следует молиться так, как
молился Иисус в Гефсиманском Саду: „Отче! О, если бы Ты
благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля,
но Твоя да будет” (Лк 22, 42).

|