15. Хочет ли Бог, чтобы
человек страдал?
Следует ли каждую трудную человеческую ситуацию
объяснять, ссылаясь на Божью волю? Можно ли говорить
страдающему человеку: „Такова Божья воля”?
Когда мы сталкиваемся с чужими
трудными и болезненными ситуациями, особенно с теми, где мы
мало чем можем помочь, необходимо очень осторожно пользоваться
выражениями «Такова Божья воля», «Богу так угодно». Дешёвые
слова утешения и дешёвые объяснения не облегчают страданий,
связанных с драмой человеческой жизни. Относительно людей со
слабой верой следовало бы вообще избегать этих выражений.
Необходимо понимать, что эти слова, вероятнее всего, вызовут
протест или даже реакцию повышенной нервозности либо гнева. В
таких случаях необходимо отнестись с сочувствием к состоянию
беспомощности, бессилию и внутренней боли страдающего
человека.
Хочет ли Бог, чтобы человек
страдал? Нравится ли Ему это? Является ли страдание человека
единственной педагогикой Бога? Многие человеческие трагедии и
драмы чаще всего являются для нас закрытой тайной, о которой мы
ничего не знаем. Не знаем мы также и того, что творится в
сердце человека, переживающего какую-то драму. Мы не имеем
понятия о том, как Бог смотрит на эту ситуацию и каковы Его
намерения или предположения. В таких ситуациях наиболее
соответствующим было бы молчаливое присутствие, полное
сочувствия и доброжелательности, а также готовность придти на
помощь.
Не всё, что происходит на свете,
является волей Господа Бога. Когда человек, применяя насилие,
разрушает добро, Господь Бог выглядит как бы беспомощным. Он
задерживает зло, принимая его на Себя. Войны, преступления,
страдания невинных, унижения бедных, взаимные обиды, наносимые
друг другу, никогда не являются Божьей волей. Мы не оказываем
Господу услуги, когда пользуемся выражением: „Такова Божья
воля”, чтобы оправдать последствия собственного или чужого
греха. В наши обязанности не входит осуждение и вынесение
приговоров. Не наше дело также оправдывать людей. Мы наблюдаем
лишь внешние проявления того, что творится в сердце другого
человека. И у нас нет ни малейшей возможности определить, что в
конкретной ситуации является результатом собственной вины
данного человека, а что допускает Бог.
Утверждение: „Такова Божья воля”
всегда требует основательного и глубокого личного распознания.
Мы можем применить его только применительно к нашим личным
переживаниям, которые мы действительно воспринимаем как Божью
волю. Когда мы переживаем трудные ситуации, это утверждение
имеет характер свидетельства нашего доверия, смирения и
безропотного повиновения Господу и Его воле.
Крайне осторожно должны
пользоваться выражением «Такова Божья воля» все те, кто в той
или иной степени несёт ответственность за других людей -
например, священники, воспитатели, настоятели. Им следует с
величайшей осмотрительностью употреблять эту фразу в случаях
чужих трудных ситуаций. Если по причине своей собственной
человеческой некомпетентности или ошибок они причиняют
страдания себе или другим, то утверждение, что такова есть
Божья воля - это просто непорядочно по отношению к Господу. Ибо
Ему приписывается то, что на самом деле зависит лишь от нас
самих. Нельзя прикрывать последствий собственной
безграмотности, безответственности, своих ошибок или даже
пристрастей декларацией о том, что так хотел Бог, что такова
Божья воля. Чтобы помочь распознать Божью волю в жизни другого
человека, крайне необходима двухсторонняя позиция взаимного
диалога и молитвы, которые в равной степени относится как к
настоятелю, так и к подчинённому, как к духовному руководителю,
так и к лицу, пользующемуся его услугой. Распознавание Божьей
воли для себя и других требует глубокого внутреннего очищения и
большой открытости на Бога.
В драматических ситуациях
страданий и боли, когда нам бывает очень трудно распознать, что
же на самом деле является волей Господа Бога, единственный
выход - это целиком отдать Ему с полным доверием свою трудную
ситуацию. Чтобы вверить нашу жизнь Богу, совершенно не
обязательно понимание причин переживаемой драмы, а также
приговоров Божьего Провидения. Даже в тех случаях, когда из
всего происходящего мы немногое понимаем и когда внутри нас всё
возмущается, то и тогда возможно доверие Господу или хотя бы
просьба о таком доверии. Вместо того, чтобы рассуждать, что
является волей Бога, а что ею не является, лучше будет, если мы
проявим желание помочь человеку и заверить его в памяти о нём и
молитве. «Что я мог бы в этой ситуации для тебя сделать?», «Чем
я мог бы тебе помочь?» - такой подход будет наиболее
выразительным свидетельством веры.

|