X.
С уважением относись к труду
своих детей
«Дыхание детей,
спешащих в школу, хранит мир», - гласит еврейская мудрость. Для
детей труд - очень важен, и это необходимо учитывать. Отец и
мать должны активно интересоваться трудом своих детей. Если же
родители не проявляют интереса к детской учёбе или
легкомысленно и без особой нужды освобождают ребят от школьных
занятий, тем самым наносят им непоправимый вред. Дети ещё не
осознают в полной мере, что учёба в школе - это тот фундамент,
на котором они будут строить своё будущее. «Даже ради
строительства святыни детей не освобождают от учёбы», - гласит
Талмуд.
Должным образом
оценивай
детские
усилия
Причина детской
лени зачастую кроется в малой заинтересованности их занятиями
со стороны родителей. В отсутствии такого интереса ребёнок
чувствует себя невольником проклятых обязанностей. Если
родители интересуются лишь оценками ребёнка, это мало
стимулирует его усилия в учёбе. Школьные обязанности,
выполняемые только ради хороших оценок, превращаются для
ребёнка в скучную повинность.
Родители должны
интересоваться учёбой детей, время от времени выражая своё
одобрение, поддержку и понимание. Многие молодые люди,
вспоминая школьные годы, с сожалением отмечают недостаток или
даже полное отсутствие одобрения со стороны отца или матери.
Отцовская же похвала особенно важна для сына. Мальчик
чрезвычайно нуждается в осознании того, что отец замечает его
труд, что доволен своим сыном и гордится им.
Спонтанное и
искренне выраженное одобрение детских усилий и труда зачастую
приносит гораздо лучшие результаты, чем вознаграждения или
наказания. Однако родителям следует поощрять детей не столько
за хорошие оценки или отличные достижения, сколько за личный
трудовой вклад ребёнка и его внутреннюю заинтересованность
учёбой. Иногда следует выразить сыну или дочери своё восхищение
их способностями и сообразительностью, чтобы помочь им больше
поверить в себя.
Когда малыш учится
в младших классах, родители время от времени могут помочь ему в
выполнении заданных уроков. Конечно, речь идёт не о выполнении
заданий вместо ребёнка, а о том, чтобы помочь ему организовать
свою работу, ибо многие малыши имеют проблемы с учёбой только
потому, что не умеют правильно спланировать своё
время.
Верь в
потенциальные
возможности
ребёнка
Родители должны
быть уверены в больших потенциальных возможностях своего
ребёнка. Эта родительская уверенность становится источником
детской веры в себя. Из неё рождается желание роста и
совершенствования, появляется способность к преодолению своих
недостатков и ограничений, пробуждается творческое отношение к
действительности, большая открытость на всё
неведомое.
Приобщение ребёнка
к творческому труду отнюдь не сводится к тому, чтобы родители
вели его за руку по жизни, они должны лишь сопутствовать ему в
его личных усилиях, поисках и развитии. О хорошем процессе
развития можно говорить лишь в том случае, когда ребёнок всё
меньше и меньше нуждается в родительских поощрениях,
наставлениях и указаниях, но самостоятельно включается в
работу, понимая, что именно так строит собственное будущее.
Если же у ребёнка не будет интереса к тому, чему пытаются его
научить родители или педагоги, то и процесс воспитания будет
малоэффективным.
Будь терпелив к
усилиям ребёнка
Само собой
разумеется, ребёнок многому должен научиться, однако нигде не
сказано, что ему надлежит сделать это за тот период времени,
который определили ему родители, психологи, педагоги и органы
просвещения.
Если в семье
складывается трудная ситуация, в учёбе у ребёнка неизбежно
будут проблемы, даже если показатель его интеллекта выше
среднего. Ребёнок - не компьютер, накапливающий информацию
независимо от эмоционального состояния. Если ребёнок испытывает
затруднения в учёбе, родители должны поставить перед собой ряд
вопросов: какие условия жизни (и не только для учёбы) они
создали ему дома? Каковы его взаимоотношения с ровесниками?
Какие внутренние проблемы он переживает?
Категорическое
требование исключительно высоких школьных оценок, наказание за
леность, подчёркивание недостатков и напоминание о всевозможных
неудачах: всё это - проявления очень несправедливого отношения
к детям. Некоторые папаши ранят своих сыновей, чу ть не на
каждом шагу подчёркивая мальчишескую неуклюжесть, обзывая и
уничижая, высмеивая их поведение и недостатки. Ребёнку
чрезвычайно обидно, когда его сравнивают с другими детьми,
лишая тем самым индивидуальности и личностной
неповторимости.
Родители ни в коем
случае не должны изливать на детей собственные
неудовлетворённые амбиции, недопустимо также определять ребёнку
его место в обществе. Высокое общественное положение, солидная
должность, материальное благополучие, учёные степени - всё это
понятия весьма относительные, к тому же они далеко не всегда
подходят ребёнку. По крайней мере, вовсе не ими определяется
человеческое счастье. Подрастающим детям необходимо осознание
того, что они самостоятельно принимают решения о своём будущем:
учёбе, специальности, уровне образования, духовной жизни.
Обязанности родителей сводятся лишь к тому, чтобы - насколько
это возможно - помочь детям реализовать свои планы, намерения и
стремления.

|