X.  С уважением относись к труду своих детей

 

«Дыхание детей, спешащих в школу, хранит мир», - гласит еврейская мудрость. Для детей труд - очень важен, и это необходимо учитывать. Отец и мать должны активно интересоваться трудом своих детей. Если же родители не проявляют интереса к детской учёбе или легкомысленно и без особой нужды освобождают ребят от школьных занятий, тем самым наносят им непоправимый вред. Дети ещё не осознают в полной мере, что учёба в школе - это тот фундамент, на котором они будут строить своё будущее. «Даже ради строительства святыни детей не освобождают от учёбы», - гласит Талмуд.

 

Должным образом оценивай

детские усилия

Причина детской лени зачастую кроется в малой заинтересованности их занятиями со стороны родителей. В отсутствии такого инте­реса ребёнок чувствует себя невольником проклятых обязанностей. Если родители интере­суются лишь оценками ребёнка, это мало стимулирует его усилия в учёбе. Школьные обязанности, выполняемые только ради хороших оценок, превращаются для ребёнка в скучную повинность.

Родители должны интересоваться учёбой детей, время от времени выражая своё одобре­ние, поддержку и понимание. Многие молодые люди, вспоминая школьные годы, с сожалением отмечают недостаток или даже полное отсутствие одобрения со стороны отца или матери. Отцовская же похвала особенно важна для сына. Мальчик чрезвычайно нуждается в осознании того, что отец замечает его труд, что доволен своим сыном и гордится им.

Спонтанное и искренне выраженное одобре­ние детских усилий и труда зачастую приносит гораздо лучшие результаты, чем вознагражде­ния или наказания. Однако родителям следует поощрять детей не столько за хорошие оценки или отличные достижения, сколько за личный трудовой вклад ребёнка и его внутреннюю заинтересованность учёбой. Иногда следует выразить сыну или дочери своё восхищение их способностями и сообразительностью, чтобы помочь им больше поверить в себя.

Когда малыш учится в младших классах, родители время от времени могут помочь ему в выполнении заданных уроков. Конечно, речь идёт не о выполнении заданий вместо ребёнка, а о том, чтобы помочь ему организовать свою работу, ибо многие малыши имеют проблемы с учёбой только потому, что не умеют правильно спланировать своё время.

 

Верь в потенциальные

возможности ребёнка

Родители должны быть уверены в больших потенциальных возможностях своего ребёнка. Эта родительская уверенность становится источ­ником детской веры в себя. Из неё рождается желание роста и совершенствования, появляется способность к преодолению своих недостат­ков и ограничений, пробуждается творческое отношение к действительности, большая откры­тость на всё неведомое.

Приобщение ребёнка к творческому труду отнюдь не сводится к тому, чтобы родители вели его за руку по жизни, они должны лишь сопутствовать ему в его личных усилиях, поис­ках и развитии. О хорошем процессе разви­тия можно говорить лишь в том случае, когда ребёнок всё меньше и меньше нуждается в родительских поощрениях, наставлениях и указаниях, но самостоятельно включается в работу, понимая, что именно так строит собственное будущее. Если же у ребёнка не будет интереса к тому, чему пытаются его научить родители или педагоги, то и процесс воспитания будет малоэффективным.

 

Будь терпелив к усилиям ребёнка

Само собой разумеется, ребёнок многому должен научиться, однако нигде не сказано, что ему надлежит сделать это за тот период времени, который определили ему родители, психологи, педагоги и органы просвещения.

Если в семье складывается трудная ситуа­ция, в учёбе у ребёнка неизбежно будут пробле­мы, даже если показатель его интеллекта выше среднего. Ребёнок - не компьютер, на­капливающий информацию независимо от эмоционального состояния. Если ребёнок испытывает затруднения в учёбе, родители должны поставить перед собой ряд вопросов: какие условия жизни (и не только для учёбы) они создали ему дома? Каковы его взаимоотноше­ния с ровесниками? Какие внутренние пробле­мы он переживает?

Категорическое требование исключительно высоких школьных оценок, наказание за леность, подчёркивание недостатков и напоминание о всевозможных неудачах: всё это - проявления очень несправедливого отношения к детям. Некоторые папаши ранят своих сыновей, чу ть не на каждом шагу подчёркивая мальчишескую неуклюжесть, обзывая и уничижая, высмеивая их поведение и недостатки. Ребёнку чрезвычайно обидно, когда его сравнивают с другими деть­ми, лишая тем самым индивидуальности и личностной неповторимости.

Родители ни в коем случае не должны изли­вать на детей собственные неудовлетворённые амбиции, недопустимо также определять ребёнку его место в обществе. Высокое общественное положение, солидная должность, материальное благополучие, учёные степени - всё это понятия весьма относительные, к тому же они далеко не всегда подходят ребёнку. По крайней мере, вовсе не ими определяется человеческое счастье. Подрастающим детям необходимо осознание того, что они самостоятельно принимают решения о своём будущем: учёбе, специальности, уровне образования, духовной жизни. Обязанности родителей сводятся лишь к тому, чтобы - насколько это возможно - помочь детям реализовать свои планы, намерения и стремления.